В начале своего пути в "Игре престолов" Дейенерис Таргариен предстала перед зрителями как трогательный аутсайдер, за судьбу которого невозможно было не переживать. Из юной девушки, над которой безжалостно издевались и которую использовали как пешку в играх, она превратилась в могущественную королеву, чьё имя внушало трепет и уважение. Находясь в изгнании, она мечтала завоевать Железный трон, и на протяжении всех сезонов упорно шла к этой цели.
Путь Дейенерис был тернист и долог, однако, в пятой серии восьмого сезона она совершила роковой шаг, предав свои идеалы и обрушив на Королевскую Гавань огненный шквал. Превращение в Безумную Королеву произошло стремительно, и многие фанаты сериала были ошеломлены и разочарованы такой внезапной, по их мнению, переменой.
На самом же деле, если присмотреться к пути Дейенерис повнимательнее, можно увидеть ряд ошибок, которые постепенно подвели её к поражению. Давайте рассмотрим такие ошибки поближе.
Приятного чтения!
Она не всегда уважала культуру и обычаи других людей
В начале своего пути Дейенерис продемонстрировала впечатляющую способность к адаптации, например, она изучала язык, обычаи и традиции дотракийцев, завоёвывая этим их уважение и преданность. Однако, чем ближе она подходила к своей цели - Железному трону - тем больше она отступала от своей особенности.
Вместо того, чтобы налаживать взаимопонимание и уважение к другим культурам, Дейенерис всё чаще требовала слепого повиновения и благосклонности. Это стало особенно очевидно после её прибытия на Север. Не потрудившись разобраться в ценности семейных уз для северян, она ожидала от них безоговорочной покорности.
Вместо того, чтобы учиться у других, она всё больше требовала, чтобы другие учились у неё.
Она настаивала на том, чтобы её считали королевой
В стремлении к уважению Дейенерис прибегала к странному ритуалу: каждый, кто с ней знакомился, вынужден был выслушивать бесконечную череду её титулов. Подобный подход к знакомству, мягко говоря, сомнительный. Он ставит людей, на которых она пытается произвести впечатление, в тупик и даже пугает.
С одной стороны, Дейенерис, будучи сильной женщиной в патриархальном обществе, нуждалась любых в способах укрепить свою власть, произвести впечатление и завоевать уважение, вот только...
В Вестеросе все её титулы - это пустой звук, и странно требовать слепого повиновения от человека, который про тебя ничего не знает. Если Дейенерис действительно хотела, чтобы её считали королевой, ей следовало заслужить это уважение не словами и громкими титулами, а поступками.
Временами была жестокой и не проявляла милосердия
Одной из кульминационных точек перехода Дейенерис к тёмной стороне стало её безжалостное решение расправиться над лордом Тарли и его сыном Диконом. Отказ преклонить колено стоил им жизни, и несмотря на попытки Тириона Ланнистера уговорить королеву, милосердия она не проявила.
С одной стороны, она, вероятно, желала продемонстрировать свою власть, внушив всем страх и подчинение, но с другой стороны, расправа над молодым Диконом Тарли лишила её перспективного союзника в будущем.
К тому же, жители Вестероса с детства слушали истории о безумии её отца, а тут пришла Дейенерис и лишь усилила все эти опасения.
Она не стала приспосабливать тактику к ситуации
Одна из роковых ошибок Дейенерис - слепая вера в действенность своей изначальной тактики. Она уповала на то, что страх перед драконьим пламенем будет вечно ломить волю врагов, заставляя их склоняться перед ней.
И правда, в начале сериала эта стратегия сработала блестяще: драконы сокрушали армии и сеяли панику, но по мере развития сюжета их мощь стала постепенно угасать. Сперва Дейенерис потеряла одного дракона, затем второго, а потом могла вообще потерять третьего.
Ставка только на драконов обернулась для Дейенерис катастрофой. Она не учла, что враги могут адаптироваться, а страх, как известно, имеет свойство иссякать.
Она часто поддавалась приступам гнева
Гнев Дейенерис Таргариен пылал ярко и стремительно, как пламя дракона. В самом начале её пути эта ярость служила на пользу, сжигая врагов и прокладывая ей дорогу к цели.
Но разумно ли всегда полагаться на огонь гнева?
Дейенерис не ответила на этот вопрос, и многие её решения были приняты в пылу ярости. Остановись она, чтобы подумать и посоветоваться с мудрыми людьми, то многих бед, скорее всего, удалось бы избежать.
Неспособность сдерживать свой гнев и управлять им постепенно превратила Дейенерис из справедливой и сострадательной правительницы в безжалостную королеву, чьё правление стало омрачено жестокостью и страхом.
Она не сосредоточилась на инфраструктуре
Санса Старк превзошла Дейенерис в одном важном аспекте правления: умении заботиться об инфраструктуре. Размышлять о зерне, провизии и дорогах не так интересно, как о драконах и завоеваниях, но именно эти рутинные вопросы являются фундаментом стабильного правления.
Чтобы завоевать сердца людей, необходимо обеспечить их не только свободой, но и базовыми потребностями: едой, кровом, безопасностью.
И в этом Санса, в отличие от Дейенерис, преуспела.
Дейенерис, будучи харизматичной правительницей, способной вдохновлять людей, сделала ставку на красивые и яркие поступки, например, освободила рабов, вот только она не продумала следующий важный шаг - а чем эти рабы будут дальше заниматься?
Этим освобождённым людям требовалась еда, жильё и другие блага, но Дейенерис особо не уделяла внимания этим вопросам. Она делала, а уже после думала (если думала вообще).
Она не признавала оттенки серого
Одним из главных камней преткновения на пути Дейенерис к Железному трону стало её чёрно-белое видение мира. Она делила людей на две категории: те, кто с ней, и те, кто против неё.
Друзья и враги - вот и весь спектр, который она признавала.
Если же человек, который некогда враждовал с ней, хотел перейти на её сторону, он был обязан доказать преданность каким-то сильным поступком, что могли очень немногие.
Дейенерис же была должна развить в себе более сложное видение мира, в котором существуют многие оттенки серого. Способность учитывать нюансы и смотреть на ситуацию с разных точек зрения - это качество, необходимое для мудрого правителя.