Найти в Дзене

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: формы и методы

Оглавление

За последние годы в стране произошли значительные перемены в области моральных ценностей и отношения к историческим событиям. У детей искажены представления о патриотизме, доброте и великодушии, изменилось и восприятие к своей Родине.

В настоящее время материальные ценности стали преобладать над духовными. Однако сложности переходного периода не должны стать поводом для прекращения патриотического воспитания.

Поэтому, нравственное и патриотическое воспитание детей – одна из ключевых задач дошкольных образовательных организаций.

В статье кратко рассмотрим определения нравственно-патриотического воспитания, цель, задачи и методы.

Определения и цель

Давайте разберем понятия нравственно-патриотического воспитания и его цель:

  • Нравственность – внутренняя мораль, осознание ответственности за свои действия и следование своей совести.
  • Патриотизм – это политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям.
  • Нравственно-патриотическое воспитание – это сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на развитие общечеловеческих нравственных качеств личности ребенка, знакомство с национальной и региональной культурой, природой родного края, формирование эмоционально-действенного отношения и чувства сопричастности к окружающим.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы зародить и развить в сердцах детей любовь к окружающей природе, родному дому и семье, а также к истории и культуре страны, которая была создана благодаря усилиям родных и близких людей.

Задачи нравственно-патриотического воспитания

Рассмотрим задачи, которые реализовываются в нравственно-патриотическом воспитании:

  • привитие любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
  • развитие бережного отношения к природе и всему живому;
  • ознакомление с государственными символами (герб, флаг, гимн);
  • формирование базовых знаний о правах человека;
  • развитие чувства ответственности и гордости за успехи страны;
  • формирование толерантности и уважения к другим культурам и традициям;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие доброжелательности, уважения, внимательности и отзывчивости;
  • пробуждение интереса к традициям и ремеслам.

Эти задачи выполняются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту и процессе общения. Они помогают воспитать в детях не только патриотизм, но сформировать правильные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В ходе работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста решаются следующие задачи:

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания: прослушивание и разучивание песен, стихов о Родине, подвигах, труде соотечественников, природе родной страны, развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира.

2. Задачи физического воспитания: развитие силы, смелости, ловкости через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.

3. Приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Это необходимо для формирования его личности. Следует поощрять трудовую деятельность детей, основанную на желании сделать что-то для друзей, воспитателей, детского сада и т.д.

4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, обустраивая участок, двор или улицу.

Формы работы по патриотическому воспитанию

В дошкольных организациях используются различные формы работы с детьми по патриотическому воспитанию. Такой системный подход дает положительные результаты к концу дошкольного периода.

1. Первое и важное условие – организация соответствующей развивающей среды. Оформление «патриотического» уголка с различными наглядными материалами:

  • символикой;
  • гимном;
  • животным и растительным миром;
  • национальными праздниками;
  • обычаями;
  • достопримечательностями нашей страны и малой Родины.

2. Ознакомление детей с государственными праздниками. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства и продолжающийся в системе.

3. Проведение в игровой форме, так как игра – основной вид деятельности дошкольника, например, в сюжетно-ролевых играх, таких как: «Военный госпиталь», «Мы танкисты», дидактических играх, используемых для ознакомления детей при изучении темы защитников Отечества.

4. Привлечение детей к общественному труду, например: уборка опавших листьев осенью, полив растений летом и т.п.

5. Планирование тематических занятий. Отдельные темы, приуроченные к определенным событиям и праздникам, например: День защитника Отечества, День матери и т.д.

6. Проведение бесед с детьми о дружбе, вежливости, семье, Родине, рассмотрение иллюстраций с детьми по различным темам. Планирование этических бесед, чтение художественной литературы, сказок, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок. Во многих сказках и рассказах есть нравственные ценности: доброта, дружба, взаимопомощь, трудолюбие, способствующие развитию личности в духе патриотизма.

7. Приобщение к народным праздникам и традициям. Участие в народных праздниках, таких как Масленица, Яблочный спас, Пасха, День Победы, это позволяет детям узнать больше об обычаях, праздниках и традициях.

Успешное достижение целей нравственно-патриотического воспитания также зависит от взаимодействия с родителями, которое включает обмен идеями, эмоциями и общением. Совместные переживания и активность укрепляют связи между взрослыми и детьми.

Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется посредством следующих мероприятий:

  • проведение совместных выставок детских рисунков и фотографий;
  • привлечение родителей к участию в праздниках и конкурсах;
  • вовлечение родителей в мероприятия по уборке и благоустройству территории.

Благодаря этому родители станут не только помощниками детского сада, но и полноправными участниками процесса формирования личности ребенка.

В заключении хочется отметить, что патриотическое воспитание играет важную роль в формировании личности молодого поколения. Изучение истории и традиций своей страны помогает детям осознать свою принадлежность к Родине и развить чувство гордости за нее.

Еще больше полезной и интересной информации для сотрудников детского сада Вы сможете найти в наших социальных сетях: