Всем привет, я Павел Крупин, основатель стрит-фуд франчайзинговой федеральной сети VLAVAШЕ. Кто я такой и как всё начиналось читайте в первой части статьи.
Вложения в первую точку было 1 800 000 и мы окупились за 6 месяцев.
На старте я сразу думал о масштабировании. И тогда я поймал инсайт, что эта модель работает и мы открыли вторую локацию в Петергофе, потом третью уже в Кронштадте. Все минусы и плюсы, которые были на первой точке, я оцифровывал, записывал и потом внедрял это в новые точки. Мы создали технологию, которая позволяла, как конструктор лего собраться в любом формате. Хоть в 10 кв.метрах, хоть в 100, в контейнере, в павильоне, в фуд-корте. В голове был чёткий план и понимание как масштабироваться, оставалась одна проблема - где достать денег?
Первые 3 точки окупились очень быстро, доход шёл, но чтобы строить большую сеть, этих денег не хватало. Большой кредит в 2019 году под общепит было сложно получить. Второй вариант — это поиск инвестора. Но я понимал, если найду инвестора на 100 млн - это уже не инвестор, а партнёр, который будет принимать ключевые решения, где творчеству и рискам не место. А ещё мне бы пришлось доказывать, что нам нельзя деньги выводить, нужно их постоянно реинвестировать, чтобы расширяться и получать хороший доход чуть позже. Часто инвесторы не готовы так долго ждать результата.
Но в итоге не я нашёл выход, а выход нашёл меня. Ко мне стали люди приходить и предлагали сделать франшизу. Им нравился мой бизнес, они хотели стать частью его. Тогда этот вариант для меня был самым подходящим, но не особо понятен, в плане, как он выстраивается, как контролируется и т.д.
Чтобы заявить о себе и о своих планах по франшизе, мы стали выкладывать в социальных сетях, что ищем партнеров, с которыми готовы открывать новые точки. Я сам не ожидал, что привлеку первые 10 млн из нельзяграма.
Первая проданная франшиза — это моя боль
Первую франчайзи мы продали, когда ещё не была готова фактура, все регламенты и процессы обучения не настроены. Был один настойчивый мужчина, который долго уговаривал меня продать ему франчайзи, но ему постоянно отказывал.
И вот когда он уже в очередной раз приехал и привёз наличкой 500 000 р и снова стал упрашивать, я всё же согласился. Выделил ему строителей, начали строить точку. На половине стройки выяснилось, что деньги у него кредитные и выводил он их из банка на карточку, кредит ему из-за этого заморозили.
А я главное уже везде объявил, что мы строим первую франшизу, фото, видео публиковал в сети....
В итоге пришлось свои деньги вкладывать и достраивать. Ну ладно думаю, точка начнёт доход приносить и деньги постепенно отобьются. Но на это было только начало.
Спустя 2-3 дня после открытия, этот партнер стал приезжать на другие мои точки шавермы, заказывать кофе, шаверму и отказывался платить. Мне ребята пожаловались, что приезжает чувак и говорит: “Я партнёр Павла, кучу денег вбухал в этот бренд, платить не буду, имею право есть бесплатно.”
Я ему пытался объяснить, что платить всё равно надо, партнёрство не даёт право есть бесплатно. На этом фоне был первый конфликт. Потом я в своём блоге выложил пост, что в будущем нужно подбирать франчайзи по психотипу, какой-нибудь тест проводить короткий, чтобы понимать сработаемся или нет. Он этот пост увидел, психовать стал, всё это вылилось уже в большой конфликт.
По итогу решил выкупить у него точку, чтобы дальше не было таких проблем, вроде договорились, всё ок. И тут он приезжает на подписание договора с заявлением, что подал на меня в прокуратуру и в ОБЭП (отдел или управление по борьбе с экономическими преступлениями). Поставил условие: или я ему плачу. 1 000 000 млн сверху и он забирает заявление, или на меня заведут уголовку. Культурно выражаясь, я такого не ожидал.
Следующие пол года я прошёл 9 кругов ада...(кто участвовал в судебных процессах, пытаясь доказать что он не жираф, тот меня поймёт) Первый блин комом, точнее франчайзи, и я ему благодарен. На ошибках всё же учатся.
В итоге мы всё отбили, все суды выиграли. После этого мы стали тщательно подходить к отбору партнёров. Я стал проводить с ними разъяснительные беседы, что бизнес — это не детский-сад, что тут нужно вкалывать, минимум пол года, чтобы всё работало как часы. На таких переговорах я рассказывал всё без прикрас, что общепит это труд, кровь и пот, приводил в примеры возможные риски, говорю:
“Вот смотри, может плохая локация быть, могут быть убытки. Может мойщица не выйти или повар, придётся самому туалет мыть или на кухне стоять, нужно быть к этому готовым! Или может из персонала кто-то отравиться в другом заведении, а у тебя общепит, проверки приедут — продажи встанут.”
Я смотрел как человек настроен, показывал ему, что тут большая зона ответственности. Раньше я отсеивал 8 из 10 человек, которые хотели купить франшизу. Сейчас у меня есть отдел продаж, который этим занимается и подбирает будущего партнёра по психотипу идеального франчайзи. Если я вижу что человек не боится трудностей, готов топить до конца, то тогда добро пожаловать в нашу банду единомышленников!
Если вам говорят что бизнес по франшизе это легко, не верьте. Не получится просто стать франчайзи, сидеть под пальмой и получать бабло. Так это не работает. Всегда важна включенность в процесс. Да, ошибки бывают даже и у таких людей, но у нас всё равно конверсия большая. У других сетей 20-30% закрытия точек, у нас 7-8%, благодаря такому подходу.
Из 100 точек за время у нас закрылись 8. И даже когда точка закрывается, мы пытаемся разобраться что не так, если, например, дело в локации, ищем другую точку, помогаем снизить расходы с переездом. Если не хватает знаний в управлении, обучаем и адаптируем, продумываем новую стратегию с отделом маркетинга.
Больше цифр, про секрет популярности и кейсы наших партнёров выложу в следующей статье. А так же про мировой рекорд и провокационные фото с шаурмой.
Буду рад вашим комментариям и вопросам.
А кому интересна внутрянка стрит-фуда в России, кейсы партнёров и разбор другого бизнеса на рентабельность, подписывайтесь на мой телеграм канал Дневник Влавашмена. Делюсь мыслями и инсайтами.