С момента появления первых "мовниц", "влазней" и "мыльниц" на Руси, как минимум, с X века, эти простые деревянные постройки превратились в изысканные архитектурные сооружения. Какая баня в Дербенте предназначалась исключительно для незамужних девушек, какое сооружение Федор Шаляпин прозвал "царем-баней", и где располагается "баня-шайба" - всё это представляет собой часть увлекательного арсенала исторических и архитектурных достопримечательностей, о которых мы расскажем в этой статье.
Баня "Сары-Гюзель" в Бахчисарае
Расположенная в историческом центре Бахчисарая в Крыму, баня "Сары-Гюзель" представляет собой одно из старейших сооружений ансамбля Ханского дворца, датируемого 1532 годом. В то время хан Сахиб I Герай принял решение переместить резиденцию в новое место и возвести новый "дворец-сад", на крымско-татарском языке известный как "bağça saray". Баня также была воспринята как часть этого нового ансамбля и получила название "баня Сахиба Герая" или "старая баня". Однако имя "Сары-Гюзель", что переводится как "белокурая красавица", было присвоено этому сооружению не ранее XIX века.
Баня была организована с отделениями для мужчин и женщин, каждое из которых имело свой отдельный вход, а также крытые дворики с фонтанами и скамьями для отдыха. Естественный свет проникал внутрь через отверстия в куполах, выполненных в форме звезд и полумесяцев. Это место не только служило для купания, но и являлось местом для обмена новостями и проведения деловых встреч.
Иван Муравьев-Апостол в своих записях "Путешествие по Тавриде в 1820 году" описывает свой опыт посещения бани так: Его вели в предбанник, где он менял свою одежду на белый платок-передник и деревянные туфли, после чего его проводили в парилку с круглым куполом, где он ложился на мраморную лежанку. После массажа, описанного им как "правление членов", гостя вели в "мыльную" с мраморным бассейном, где его обтирали шерстяной рукавицей. Последним этапом было окачивание горячей водой, а затем гость надевал сухой передник и платок-чалму на голову и направлялся на диван для отдыха.
Эта баня функционировала почти 400 лет и закрылась только после землетрясения 1927 года. В настоящее время отреставрированный комплекс является частью Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.
Холодная баня в Царском Селе
Шотландский архитектор Чарльз Камерон, известный своей книгой "Термы римлян", возвел баню для Екатерины II. Императрица выразила желание иметь в своей резиденции "античный дом, спланированный как в древности", и пригласила в Россию "великого рисовальщика" Камерона. Таким образом, в Царском Селе к 1794 году был создан ансамбль в классическом стиле: через Висячий сад Екатерина II могла напрямую из своих покоев пройти к Холодной бане, прогуливаться вдоль колоннады Камероновой галереи и спускаться в парк по Пандусу.
Термы были созданы по образу римских бань IV века. На нижнем этаже располагался Купальный зал с оловянным бассейном, русская баня (пар в ней создавали 250 пушечных ядер, которые затем поливали водой), ванная комната и массажный Угловой кабинет. Отдыхальную зону украшали "античное ложе" и белый мраморный камин.
На верхнем этаже находились кабинеты, библиотека и Большой зал. Императрица поручила отделать их минералами, на что ушло 25 тонн мрамора и разноцветной яшмы.
Однако сама Екатерина II критически отнеслась к готовому проекту. Она писала своему секретарю Александру Храповицкому: "Странно, что все строение для бани построено, а сама баня получилась худой, мыться в ней нельзя". Вместо этого императрица чаще предпочитала купаться в Верхней и Нижней ваннах у Квадратных прудов.
Во время Великой Отечественной войны здание бани было адаптировано немецкими войсками под казино и офицерский клуб, а яшму со стен выломали. Холодная баня была восстановлена в 1947–1948 годах, а яшмовое убранство было полностью восстановлено только в 2013 году. В настоящее время посетить эту историческую достопримечательность можно приобретя билет в Государственном музее-заповеднике "Царское Село".
Сандуны в Москве
История самой известной бани столицы, расположенной на пересечении Неглинной улицы и Сандуновского переулка, уходит в 1808 год. Ее создание приписывается шотландскому архитектору Чарльзу Камерону, автору книги "Термы римлян". Лично Екатерина II сыграла роль свахи для актеров Силы Сандунова и Елизаветы Урановой, при этом подарив им бриллианты, на которые они приобрели участок земли в районе реки Неглинной и стали известными своими банями по всей России.
В описании бань, Владимир Гиляровский в своей книге "Москва и москвичи" говорит: "В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское 'дворянское' отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами". Эти бани стали местом, где собиралась и общалась элита того времени.
Сандуновские бани сохранили свою архитектуру даже после пожаров и разрушений, вызванных Отечественной войной 1812 года. Существует даже слух, что сам Наполеон Бонапарт попарился в них. После смерти Силы Сандунова баня неоднократно меняла владельцев, и в 1881 году перешла к Вере Фирсановой и ее мужу, офицеру Алексею Ганецкому. Под их руководством комплекс был перестроен по современному образцу.
Снаружи комплекс представляет собой эклектичный дворец с элементами различных стилей, в то время как внутри он украшен роскошными интерьерами с использованием итальянского мрамора, английского фарфора и швейцарской плитки. Вода поступает в бани из Бабьегорской плотины, а свет обеспечивается собственной электростанцией.
Бани принимали всех желающих, и за пять копеек можно было попасть в простонародное отделение. В дворянских номерах с мебелью из редкого дерева парились известные личности, такие как градоначальник Владимир Долгоруков, писатель Антон Чехов, актер Иван Григоровский и композитор Сергей Рахманинов. Даже певец Федор Шаляпин называл Сандуны "царь-банями", предпочитая попадать в парилку в санитарные дни, чтобы избежать отвлечения на своих поклонников.
Бани Сандунова часто использовались для съемок кинофильмов, а сегодня туда можно прийти для попариться или просто посетить с экскурсией.
Девичья баня в Дербенте
В исторической части Дербента, старейшего города России, расположена девичья баня. Она соседствует со старейшей в стране Джума-мечетью. Построенная в XIX веке, эта баня была заложена под землей, в соответствии со старинными восточными обычаями. Спускались в нее по каменной лестнице, а над землей тянулся купольный свод с отверстием, через которое проникал естественный свет в зал с бассейном по центру. Здесь девушки оставляли свою одежду и обувь, заворачивались в кумачовые покрывала и отправлялись в горячее отделение.
Девичья баня получила свое название из-за своего предназначения: только незамужние девушки могли пользоваться ею. Это место также было выбрано для устроения торжеств и церемоний, включая купание невесты перед свадьбой. Во время символического девичника невеста очищалась от прошлого, используя ароматные масла и благовония. После ритуала девушки наряжали невесту, угощали ее шербетом и пели ритуальные песни.
Невесту провожали домой, создавая живой коридор, закрывающий ее от любопытных взглядов, а первым мужчиной, который видел ее после церемонии, должен был быть ее будущий муж. После этого девушка могла мыться только в соседней женской бане.
Девичья баня просуществовала до 1950-х годов. После долгих лет запустения, в 1992 году здание было отреставрировано и превращено в Музей культуры и быта древнего Дербента. Сегодня здесь можно увидеть старинные женские костюмы и украшения, посуду, ковры и различные банные принадлежности.
Банный корпус в Петергофе
Банный комплекс, расположенный у восточного флигеля дворца Монплезир, занимает место первой императорской бани в России, построенной для Петра I в 1722 году на берегу Финского залива. Здесь император занимался парением, используя раскаленные пушечные ядра, и практиковал специфические методы лечения, такие как принятие мокриц и толченых червей в качестве лекарства.
Во времена Елизаветы Петровны оригинальную деревянную баню разобрали, а в 1748 году был построен новый комплекс, который снаружи был деревянным, а внутри богато украшенным. Екатерина II в 1770-х годах внесла в баню значительные изменения, добавив восьмигранный бассейн с подъемным дном, наполняемый морской водой из Финского залива, и фонтан с оловянной скульптурой "Мужичок с волынкой" Алессандро Мартелли, который даровал пресную воду.
В 1800 году деревянную баню заменили каменной по проекту Джакомо Кваренги. Золотую колонну с шаром в бассейне сменила 101 дугообразная струя, а фонтан-шутиха, а также еще 164 вертикальные струи, добавленные в 1817 году, создавали особую атмосферу. Эти изменения позволили бане стать доступной для всех, а не только для приближенных к двору, и ее стали называть "Мыльней для кавалеров и фрейлин".
В 1865–1866 годах архитектор Эдуард Ган построил новый Банный корпус для Марии Александровны, жены Александра II, которая нуждалась в водолечебных процедурах из-за болезней легких. Здесь появились Паровая, Холодная ванна и Теплая ванна с минеральными водами.
Сегодня Мыльня Кваренги, Банный корпус Гана и другие построенные и перестроенные здания объединены в один музейный комплекс "Банный корпус" Государственного музея-заповедника "Петергоф".
Круглые бани в Санкт-Петербурге
Проект бань, созданный ленинградским архитектором Александром Никольским и его командой помощников, включая Владимира Гальперина, Николая Демкова и Александра Крестина, отражает идеалы конструктивизма. В середине 1920-х годов они начали работу над банями, придерживаясь этого стиля. Их первый проект, Круглые бани в районе Лесной, до сих пор функционирует.
Ранее на участке, где сегодня расположена площадь Мужества в Лесном, были улицы и бани, спроектированные архитектором Павлом Сюзором в 1882 году. С появлением советской власти концепция банных комплексов изменилась: они стали местами не только для гигиенических процедур, но и для спорта и оздоровления.
Экспериментальный проект Никольского представлял собой здание-кольцо, напоминающее летающую тарелку в стиле супрематизма. Бани были расположены вдоль контура, а в центре был бассейн под стеклянным куполом. Предполагалось, что вокруг бани будет сад, а на крыше — солярий. Однако из-за экономических соображений была построена упрощенная версия.
Во время войны "Баня-шайба", как ее называли местные жители, продолжала функционировать, за исключением перерыва с осени 1941 года по апрель 1942 года из-за блокады Ленинграда и проблем с электричеством, водой и топливом. Сегодня каждый может посетить эту баню, чтобы насладиться русской парной, турецким хаммамом и бассейном под открытым небом.
А как вам эти произведения искусства? Хотели бы в таких побывать? Поделитесь в комментариях!
Подписывайтесь на наш канал и переходите на наш сайт!