Госдеп США обвинил Москву в применении химического оружия на Украине и под это дело "подогнал" новые санкции. Вот только они больше связаны с производством СПГ, чем с разработкой или применением мифического химического оружия.
Министерство финансов Соединенных Штатов опубликовало новый пакет санкционных мер против РФ, а также ряда других стран, которые якобы пособничают "путинскому режиму".
В список вошли 29 физических лиц и более 250 юридических. Причем не только из России. Под санкции попали компании из Китая, Азербайджана, ОАЭ, Турции и даже из европейских государств – Бельгии и Словакии.
Формальный повод
Удивительное совпадение, но новый пакет против РФ опубликовали в тот же день, что и обвинение России в использовании химического оружия. Разумеется, антироссийские рестрикции разрабатывались в США не одну неделю, а может быть и месяц. Но поводом послужило именно "использование запрещенного оружия на Украине". Впрочем, удивляться не приходится. США всегда вспоминают про химическое оружие, когда нужно оправдать свою агрессию.
Так, в 2018 году Иран обвинили в том, что он тайно производит химическое оружие. Как раз перед тем, как опубликовать пакет "самых жестких санкций" против этой страны. А до этого – еще в декабре 2012 года – в использовании химического оружия обвинили Сирию. Именно после этого начались сначала словесные атаки на это государство и его правительство, а в 2014 и военная операция США, а также их союзников.
Даже после вторжения скандалы с химоружием (которого так и не нашли) гремели долго – чего только стоят одни знаменитые "Белые каски". В конце концов, именно "оружие массового поражения", которое якобы находилось во владении Саддама Хусейна, использовали американское и британское правительства как главный аргумент для вторжения в Ирак в 2003 году.
Одним словом, схема отработана. И объединяет эти случаи одна деталь – убедительных доказательств никогда нет. А если и есть, то позже даже пресса США признает их сфабрикованными. Вот и с обвинениями в адрес России произошла та же история. Госдеп выдвинул обвинения, но не предоставил доказательств.
А кому они нужны? Главное – санкции можно ввести на относительно законных основаниях. Ведь в таком ракурсе Вашингтоне не агрессор, который пытается экономически уничтожить конкурентов, а "борец за мир во всем мире", который, правда, развязал больше войн за последние 100 лет, чем любая другая страна.
Повод нашелся, санкции будут. Затронут они в первую очередь тех, кого в США подозревают в причастности к российскому военно-промышленному комплексу, а также в помощи Москве в поиске обходных путей для ранее введенных санкций.
Против кого и почему?
Как отмечают в американском издании Associated Press, под новые санкции попали импортеры хлопковой целлюлозы и нитроцеллюлозы, которые можно использовать для производства пороха и ракетного топлива. Американские законодатели пытались все ограничительные меры подвести под повод "ослабления военно-промышленной базы". Но не получилось.
В санкционный список попали также:
- заводы по производству электроники "Электроприбор" (расположен в Казани), и "Протон" (в Москве);
- автозаводы "Урал" и Брянский автозавод;
- Тракторный завод в Волгограде и Ярославский моторный завод;
- строительная компания, работающая в северных и арктических регионах "Трансстрой" (занимается промышленным строительством, мультимодальной логистикой, добычей и производством инертных материалов)
- поставщик медицинского оборудования АО "Рау Фарм";
- "Центральное конструкторское бюро аппаратостроения";
- ТПК "Аргус-НВ" (разработка и производстве оптических приборов и лазерных систем).
Это только малый список тех компаний, которые не имеют прямого отношения в ВПК РФ. И это даже если не затрагивать нефтегазовый сектор, против которого, по традиции, тоже были введены американские санкции.
А еще США применили свое самое грозное оружие – вторичные санкции. В новый пакет ограничительных мер попали компании из Китая, Азербайджана, ОАЭ, Турции, Бельгии и Словакии.
Впрочем, как отметил в беседе с Baltnews кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН Арский Александр, новые санкции не окажут критического воздействия ни на экономику России, ни на экономику тех стран, в отношении компаний которых они введены.
"Вот уже более года рестрикции недружественных стран вводятся как некий ритуал, призванный показать активность политических элит Запада во влиянии на глобальную экономику. США понимают, что высокий уровень цен на нефть, помогает им сохранять свои поставки на рынок. Но Вашингтон понимает также, что российская экономика может комфортно чувствовать себя и при более дешевой нефти – в районе $70. А вот нефтедобыча в США сопряжена с большими издержками и имеет высокую себестоимость. В итоге Вашингтон потеряет нефтерынки при увеличении добычи странами ОПЕК, если такое решение будет принято картелем", – заметил Арский.
"Глобальная экономика, затеянная как основа гегемонии монополярного мира, показывает США обратную сторону своей медали. Однако есть во введенных санкциях и положительный для России эффект. Этот эффект – истинное отношение партнеров по НАТО друг к другу. Конечно, мало чем можно удивить Турцию после покушения на Эрдогана, но эти санкции позволяют освежить память, и служат посланием "большого брата" к странам-заложникам монополярного мира", – добавил он.
Удар по нефтегазу: болевые точки найдены?
Санкции против российской нефтянки в виде "потолка" цен и закрытия для нее ряда рынков, включая европейский, за счет эмбарго – уже привычное дело. К которому, надо признать, компании из РФ довольно быстро адаптировались, перенаправив потоки на Восток, увеличивая объемы экспорта в Китай, Индию и ряд других стран. При этом параллельно еще и занимаясь вопросами организации страхования судов, впрочем, как и вопросами пополнения "теневого флота".
Однако надо признать, что с экспортом газа так просто то же самое сделать у РФ не получилось. Да, есть уже работающая "Сила Сибири", по которой поставки газа из России в Китай продолжают увеличиваться. Ведутся переговоры о "Силе Сибири 2", но все же эти газопроводы (даже в комбинации с еще одним "Дальневосточный маршрут") не смогут компенсировать примерно 150 млрд кубометров газа, который до 2022-го Россия поставляла в Европу ежегодно.
Правда, Россия в таких условиях смогла нарастить производство и экспорт СПГ. По данным Росстата, производство сжиженного природного газа в I квартале 2024-го составило 9 млн т, что на 5,5% больше, чем за аналогичный период 2023-го. В марте производство СПГ увеличилось до 3,1 млн т (на 6,9% больше в годовом сравнении).
В США, видимо, понимая, что "давить" надо именно на отрасль, связанную с производством СПГ (раз уж она умудряется расти в таких условиях), решили в очередной раз ударить по проекту "Арктик СПГ 2", где уже запущена первая очередь (6,6 млн т СПГ в год), а также готовятся еще две.
Мало того что Вашингтон уже использует ряд рестрикций против этого проекта, а некоторые его зарубежные инвесторы (вроде французской Total Energies) даже объявили форс-мажор по проекту, администрация Байдена хочет добавить еще больше запретов.
Новые санкции, связанные с "Арктик СПГ-2", в итоге затронули 5 компаний и 16 судов, включая 4 уникальных судна, которые предназначены для перевозки крупногабаритных тяжеловесных конструкций.
В "черный список" попали даже сотрудничающие с проектом в РФ сингапурская Red Box Energy Services Pte Ltd (транспортировала модули для проекта), турецкая Modmer Trading (поставляла электронику и разное оборудование для проекта) и гонконгская CFU Shipping Co Limited (предоставляла суда-тяжеловозы). Также в список включили 9 российских судов.
Досталось еще и угольной промышленности. США инициировали санкции против "Сибантрацита" – крупнейшего в России производителя металлургического угля, а также 11 связанных с ним юридических лиц.
И если в случае с угольной и другими отраслями можно сказать, что такие рестрикции в корне работу предприятий вряд ли изменят, то для отдельных газовых проектов в РФ последствия будут. В целом, а чего было еще ждать от США, где после 2025 года должны заработать новые СПГ-терминалы, которым хорошо бы "расчистить от лишних конкурентов" рынки, включая европейский?
Конечно же, санкции против российских проектов будут тут очень кстати. Причем делать это надо обязательно под благовидным предлогом (боремся с агрессором). Не может же Джо Байден сказать: "Нам надо задавить конкурентов, потому как честной игрой на рынке компании, сжижающие газ в США, победить не могут".
Как рассказал главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, пакет очередных санкций США в отношении проектов, в том числе добычных, связанных с реализацией "Арктик СПГ 2", продолжает американскую логику, которая была недавно озвучена на политическом уровне: США будут всеми силами препятствовать реализации новых СПГ-проектов России.
"Сегодня мы понимаем, что первой ласточкой были блокирующие ограничения в отношении судов и потенциальных перевозчиков сжиженного природного газа для этого проекта. Теперь санкции коснулись и производств, которые должны будут обеспечивать "Арктик СПГ 2" ресурсами", – сказал Громов Baltnews.
"Я думаю, что американские рестрикции нужно рассматривать именно в таком ключе. И в дальнейшем США будут планомерно вводить ограничения против любых новых проектов РФ в сфере производства СПГ, ориентируясь на защиту собственных коммерческих интересов", – добавил он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Автор: Любовь Безродная