Согласно Гегелю, человека побуждает творить врожденная потребность в познании себя и мира. Эта точка зрения стала одной из самых распространенных.
Психолог Андрей Старовойтов говорит о том, что через акты творчества человек познает себя и мир. «В нашем сознании, - отмечает психолог, - отражается мир, но мы также обладаем способностью создавать мир, переосмысливать его. Через творчество реализуется смысл человеческой жизни. Эволюционный биолог Эдвард Уилсон утверждает, что творчество – это родовая характеристика, определяющая черта человека, у каждого есть потребность в творческом самовыражении. Через творчество мы познаем кто мы, откуда мы и куда мы идем. Через творчество человек контактирует с реальностью. Через искусство человек заявляет о своем присутствии миру. Я существую»[1]. Поэтому так часто встречаются надписи на природных и архитектурных объектах по типу «Здесь был Вася». Это лишь факт экзистенциального присутствия в реальности некоего Василия.
Аристотель говорил о том, что человек желает невозможного, но хочет осуществимого[2]. Занимаясь творчеством, человек и дает себе это чувство овладения невозможным.
К. Вольней утверждал, что существенной и первоначальной побудительной причиной развития человека есть его любовь к самому себе[3]. Эта любовь движет им создавать что-то свое, творить.
Н. Дракулидес, напротив, считал, что творить побуждают тягостные переживания, психические травмы. Человек творит не из любви, а из боли. В работе «Творчество художника, подвергнутого психоанализу» он писал, что художественное творчество является особой формой изживания психических конфликтов и приспособления к жизненным неудачам. Когда травмирующие переживания сглаживаются или исчезают, ослабевает и стимул к творчеству. «Искусство процветает среди народов менее счастливых». Его подход был подвергнут критике, т.к. согласно его логике, художники, работая с травмой должны освободиться от нее и перестать творить. Но так это не работает[4]
Необходимо отметить, что подход Дракулидеса базировался на исследованиях Фрейда (творчество – это десексуализация, т.е. перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность, главная функция искусства - компенсаторная (компенсировать древнейшие культурные запреты[5]) и Адлера (творчество – способ компенсации человеком своих недостатков), но о том, что творчество заканчивается при стабилизации психики, они не писали[6].
Схожие взгляды на природу творчества мы можем встретить у Германа Любба и Одо Маркварда, которые в 1970-е гг. пришли к выводу, что центральная функция искусства – «компенсация» фрустраций, накапливающихся в «расколдованной» жизненной действительности современного общества и обусловленных феноменом отчуждения[7]. А. Гелен считал, что функция искусства – помогать человеку выдерживать ощущаемую им пустоту[8]. Также считал и Ницше, который искал в творчестве забвения пережитых невзгод (предисловие к «Человек как он есть»)[9].
С.О. Грузенберг говорит о том, что стимул творчества художника объясняется:
1) дисгармонией между миром действительности и миром представлений и чаяний художника. Художник создает свой мир, бежит от реальности. Э. Мейман считал, что искусство служит художнику средством для того, чтобы бежать из этого враждебного ему мира и удалиться в другой, более прекрасный мир грез и фантазий.
2) преодоление пессимизма как настроение, потребность дать выход пессимизму, освободиться от гнета мрачных мыслей[10].
А.Г. Васадзе полагал, что главенствующую роль в творчестве играют восприятие или чувство (К. Коффка, Р. Арнхейм, В. Келлер) и воображение (А. Мейнонг, Я.С. Выготский), а в его основе лежит бессознательное психическое, а точнее установка[11].
Ницше в работе «Рождение трагедии» писал, что творчеством управляют две противоположные тенденции: дионисический принцип взрывной витальности (стихийность) и аполлонический принцип гармонии и рационального порядка[12].
Любопытны взгляды на природу творчества русского философа Н.А. Бердяева, который считал человека существом априори творческим (еще раньше французский философ Жан Батист Робине говорил о том, что существа постепенно развиваются из безличного единого творческого начала[13]):
1. Творческий акт – это всегда освобождение и преодоление (из плена «мира», необходимости, данности). Мир – это состояние разобщенности и вражды. Освобождение от мира, т.е. творчество – это освобождение от греха, искупление вины, восхождение падшего духа, преодоление зла [14]. Творчество – это также победа над всем лично-эстетическим и лично-самолюбивым. Победить значит освободиться от себя. Творческий путь жертвенный и страдательный[15]. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит[16]. Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить из себя[17].
2. Творчество – это борьба со злом и грехом, но также оно создает иной мир, новый и небывалый, продолжает творенье Божье[18].
3. У человека двойственная природа. Одна сторона обращена к искуплению, другая к творчеству. Подлинное творчество возможно только через искупление[19].
4. Творчество не допускается и не оправдывается религией. Творчество – само религия. Творческий опыт – это молитва, аскеза[20].
Также Бердяев ввел принцип антроподицеи – оправдание человека в творчестве и через творчество.
Принцип свободы упоминается деятелями искусства, философами, исследователями чаще других как основополагающий принцип искусства и творчества.
Георг Гегель считал, что в искусстве присутствует свобода, во всякой фантазии есть нечто духовное… в искусстве рождается прекрасное на почве духа, и оно выше естественной красоты, т.к. дух выше природы.[21].
В «Манифесте сюрреализма» Андре Бретон определил художественное творчество как спонтанную деятельность ума. Такая деятельность может быть результатом систематического обучения, но, тем не менее, произведение искусства определяется исключительно его полной свободой[22]. А главная функция искусства – вызывать в нас чувства нужные нам, довести до сознания истину в виду чувственного образа.
Василий Кандинский в работе «О духовном в искусстве» писал: «Вечный ответ искусства на все вопросы, начинающиеся со слова «должно»: искусство ничего не «должно», потому что оно вечно свободно. От «должно» искусство убегает как день от ночи».[23] Но, в то же время, он утверждал: «живопись – один из видов искусства, а всякое искусство – вовсе не бесцельное изготовление вещей, но целенаправленная сила; оно призвано служить развитию и облагораживанию человеческой души», тем самым навешивая на искусство понятие о долге.[24]
Не считал художника свободным человеком А. Лефевр, утверждая, что художественное творчество имеет социальную и материально-практическую базу.
Произведение искусства – это ощутимый предмет[25], предмет, действующий на чувства, который включает в себя сложные естественные, физиологические и биологические факторы. Возникая из естественной жизненной потребности художника, оно обращается к естественной жизненной потребности того, кто его «созерцает»[26].
Произведения искусства всегда производятся для публики, которая ожидает этого произведения. Эстетический запрос, основывающийся на определенной социальной потребности, имеет специфический характер и требует удовлетворения особого рода[27].
Если согласиться с утверждением, что творчество – это спонтанная деятельность ума, врожденная потребность человека и человек априори существо творческое, то почему часто встречается разделение людей на творческих и не творческих? Здесь в дело вступает совершенно иное отношение к сути творческого процесса.
В данном случае, творчество понимается очень узко, как деятельность по созданию произведений искусства. Такого взгляда на природу творчества придерживался в частности Э. Нойманн, который вывел категорию «творческий человек» со следующими характеристиками:
1. У творческих людей доминирует архетип матери. В ходе нормального развития индивида, значение его снижается. А творческие люди в какой-то степени остаются детьми. Для них характерны зацикленность на фигуре матери и отцеубийство, т.е. Эдипов комплекс и нарциссизм. Иначе говоря, творческие люди – это инфантильные нарциссы, страдающие Эдиповым комплексом.
2. Творческий человек не склонен залечивать личные раны, он оставляет их открытыми. Страдания от них достигают глубин, из которых поднимается целительная сила – творческий процесс.
3. Творческие люди открыты миру[28].
Разумеется, это далеко не единственное определение творческого человека. Таких определений и критериев, которым должен соответствовать подобный индивид великое множество.
В конечном итоге, каждый человек одновременно является и творческим и, возможно, не творческим, это зависит только от того, какого взгляда на природу творчества мы придерживаемся.
[1] Старовойтов А. Проявления современного искусства в арт-терапии
[2] Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии/ под ред Э.Л. Радлова. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1904. – 284 с. С. 42
[3] Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии/ под ред Э.Л. Радлова. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1904. – 284 с. С. 41
[4] Бессознательное: природа, функции, методы исследования. В 4 т. Т. 2: Сон. Клиника. Творчество. Тбилиси: Мецниереба, 1978. – 685 с.
[5] Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. – 400 с.
[6] Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. М.: Питер, 2009. – 444 с. С. 16
[7] Колленберг-Плотников Б. Клемент Гринберг и Арнольд Гелен о современном искусстве // Логос. Т. 25, № 4. 2015. С. 58-75. С. 67
[8] Колленберг-Плотников Б. Клемент Гринберг и Арнольд Гелен о современном искусстве // Логос. Т. 25, № 4. 2015. С. 58-75. С. 72
[9] Грузенберг С.О. Гений и творчество: Основы теории и психологии творчества. М.: ЛЕНАНД, 2016. – 262 с
[10] Грузенберг С.О. Гений и творчество: Основы теории и психологии творчества. М.: ЛЕНАНД, 2016. – 262 с
[11] Бессознательное: природа, функции, методы исследования. В 4 т. Т. 2: Сон. Клиника. Творчество. Тбилиси: Мецниереба, 1978. – 685 с.
Васадзе А.Г. Художественное чувство как переживание «созревшей установки».
[12] Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. М.: Ин-т общегуманитарных исслед., 2012. – 156 с.
[13] Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии/ под ред Э.Л. Радлова. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1904. – 284 с. С. 228
[14] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. – 608 с. С. 255
[15] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. – 608 с. С. 256
[16] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. – 608 с. С. 368
[17] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. – 608 с. С. 370
[18] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. – 608 с. С. 331
[19] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. – 608 с. С. 331
[20] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. – 608 с. С. 339
[21] Гегель, Г.В.Ф. Эстетика. М.: Искусство. – Т.1. – 1968. – 312 с.
[22] Levi-Strauss C. Look. Lesten. Read. New York: BasicBooks, A Division of Harper Collins Publishers, Inc. 1997. – 213 p.
[23] Мастера искусства об искусстве. Т 5-2 М.: Искусство, 1968. – 542 с. С. 120
[24] Мастера искусства об искусстве. Т 5-2 М.: Искусство, 1968. – 542 с. С. 126
[25] Лефевр А. Введение в эстетику. М.: Издательство иностранной литературы, 1954. – 120 с. С. 39
[26] Лефевр А. Введение в эстетику. М.: Издательство иностранной литературы, 1954. – 120 с. С. 64
[27] Лефевр А. Введение в эстетику. М.: Издательство иностранной литературы, 1954. – 120 с. С. 70-71
[28] Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.: Рефл-бук, 1996. – 304 с.
Нойманн «Искусство и время»