Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Почему подростки зависают в Интернете?

Интернет прочно вошел в нашу жизнь и стал неотъемлемой ее частью. С помощью Интернета можно получить значимую для себя информацию, обмениваться ею, общаться, приобретать знания и повышать профессиональные навыки.

Это его положительная сторона.

Между тем, велика вероятность впасть в зависимость от этого блага цивилизации, которая может проявляться в виде нарушений социальной адаптации и целому ряду - психологических проблем:
- нарушению чувства времени,
- пищевого поведения,
- переключаемости внимания,
- расстройства сна,
- торможению мыслительных операций
- «выпадению» из реальности.

Основной «группой риска» для развития интернет-зависимости в России, как показали исследования Научного Центра Психического Здоровья РАМН, являются молодые люди в возрасте от 12 до 17 лет.

Чтобы глубже понять, причины формирования Интернет-зависимости, следует разобраться в том, что предоставляет в распоряжение всемирная сеть молодому человеку.

1) Уверенность в себе. Свойственная для многих подростков неуверенность в себе подталкивает их на поиск того, кто сможет принять, поддержать, разделить их переживания и тревоги. Не найдя поддержки и понимания в реальной жизни подросток ищет их в сети Интернет, вливаясь в различные сообщества по интересам в социальных сетях. Иногда помимо поддержки и одобрения подросток может наоборот, искать и находить способы самоутверждения в сети, например, проявляя агрессию и вызывая на провокацию оппонентов (троллинг).

2) Иллюзия вседозволенности. В силу того, что в Интернете подросток может играть любую роль, у него может сформироваться иллюзия вседозволенности и бесконтрольности. Здесь он может проявить свои самые низменные желания и чувства, о которых не принято говорить в обществе, семье. Оставаясь наедине со своими проблемами и вопросами, в сети подростки находят сообщества, где могут подчерпнуть для себя любую информацию. Популярность сообществ самоубийц, наркоманов, порнографии и др. среди подростков, к сожалению, свидетельствуют о том, что эти проблемы значимы для них, и в реальной жизни им сложно их решить.

3) Уход от реальности. По мнению А.Е. Войскунского, «компьютерные игры, имеют психотерапевтический эффект, так как игрок ощущает себя идеальным». Ведь так легко уйти от реальности, где нет ни проблем, ни ответственности, в виртуальном мире
можно быть кем угодно, воплотить самые смелые желания. Такая потребность зачастую удовлетворяется в компьютерных играх трехмерного действия, в которых используется притягательный психологический прием – вид из глаз компьютерного героя, что провоцирует идентификацию с персонажем, и ребенок полностью поглощается в виртуальный мир, теряет связь с реальным, его уже не интересует, что происходит в реальной жизни.

4) Чувство полного контроля над ситуацией. «В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля над ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности – одну из базовых в системе потребностей человека». Всегда можно вовремя остановить игру, удалить неприятного собеседника или просто выйти из аккаунта, если что-то пошло не так.

Если внимательно проанализировать эти состояния, то не состоявит труда определить, что эти молодые люди будут склонны к созависимым отношениям.

Таким образом, подросток в сети получает то, что практически невозможно или очень сложно получить в реальной жизни:

- возможность удовлетворения практически любых фантазий, которым не находится места в реальной (особенно взрослой) жизни;

- свободный доступ (на сегодняшний день, к любой, даже порнографической и экстремистской) к текстовой и визуальной информации;

- выбор партнёров по общению без необходимости соблюдения нормативности поведения, границ и этики;

- удовлетворение потребности в силе, красоте, власти, успехе – нарциссические потребности.

Такая возможность быстрого и зачастую беспрепятственного удовлетворения практически любых нереализованных потребностей, затягивает подростка в виртуальный – фантазийный мир, мир желаний и наслаждения, формируя тем самым зависимость от него.

Для профилактики формирования Интренет-зависимосьи следует особо уделять внимание диагностике и оказанию психологической помощи подросткам.

Для того, чтобы понять, есть у вашего подростка Интернет-зависмость или нет, можно использовать следующие методики.

-2

Направления для работы с Интеренет-зависимостью подростков:

- организовывать групповые тренинги, направленные на снижение негативных эмоциональных состояний, улучшение коммуникативных навыков, личностное развитие, мотивацию к продуктивной деятельности вне сети;

- проводить индивидуальную психотерапию, направленную на формирование адекватной самооценки и душевного благополучия интернет-зависимого подростка, осознание ответственности своего выбора, поиск психологических ресурсов для создания положительного эмоционального и психологического настроя в трудных ситуациях;

- организовывать работу с родителями подростков, имеющих интернет-зависимость, способствующую улучшению взаимоотношений, повышению уровня доверия, эмоциональной близости и сотрудничества со своими детьми (собрания, тренинги, консультации).

Такой комплексный подход позволит снизить уровень интернет-зависимого поведения среди подростков и будет способствовать формированию у них позитивного жизненного сценария.

Автор: Кудрявцева Ирина Александровна
Психолог, Семейный Созависимые отношения

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru