(Оригинальное название статьи автора Кадерле Имамутдинова - НЕКОТОРЫЕ ВЕХИ ИЗ ИСТОРИИ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В БАШКИРИИ (1988-2018 ГГ.).).
Автор - К.И. Имамутдинов
Кадерле Имумутдинов, будучи сам участником и свидетелем событий, вспоминает, основные вехи в становлении и развитии татарского общественного движения в Республике Башкортостан в постсоветское время.
Татары в Российской империи жили повсеместно, но более плотно – на территории Казанской и Уфимской губерний. После большевистского переворота согласно концепции Ленина о праве наций на самоопределение, народам бывшей Российской империи начали «нарезать» земли по «месту жительства» представителей этих народов.
Так большевики «организовали» Башкирскую автономию и вскоре – Татарскую автономию. Но эти народы, воспринимающие друг друга как братские, жили чересполосно. Татарскую автономию сотворили на небольшой части Казанской губернии. А Башкирскую – с прибавлением к прежней республике Башкурдистан (Республика, организованная под руководством З. Валиди) составную часть Уфимской губернии, где кроме русского населения плотно проживали татары. А башкиры, наоборот, здесь проживали в меньшинстве.
Политическая система царской России, хотя и не была демократической, не отвергала необходимость достоверности переписи по языковому принципу. 1920-е годы были очень своеобразными, большевики не решились оставить относительно многочисленных татар для совместного проживания вместе с малочисленными башкирами Большой Башкирии без определения статуса их языка, обещая с государственных трибун, что проведут референдум на предмет их желания присоединиться к Татарской автономии.
Но к несчастью татар, обманутых большевиками, в 1921-м и 1922 годах в Татарстане и в будущей Башкирии разразился невиданный голод. А далее пошли годы большевистской диктатуры, сплошной коллективизации, высылки в Сибирь кулаков… И потом, началась Великая Отечественная война.
В 1936 году была принята так называемая сталинская Конституция, где права татар и башкир были практически уравнены: в эти годы в татарских деревнях и городах Башкирии были массово открыты татарские школы. Именно в эти годы татарские дети, широкой волной обучившись в татарских школах, были привлечены в трудовые коллективы, в техникумы и институты. Они, закалившись и набравшись знания и ума, составили немалую часть Советской армии, приблизили победу СССР над фашистами, ибо татары, как известно даже из высказываний многих военачальников высокого ранга, сражались с фашистами героически.
Но победа над фашистами не принесла татарам счастья. Если лежащие в руинах Украина, Белоруссия, да и российские города и селения быстро восстанавливались, в том числе и творческие дома, дома культуры, то такие дома для татар открыты не были. Особенно для татар Башкирии. И особенно, в периоды правления Башкирией сначала М. Шакирова, далее М. Рахимова. В это время, вначале все еще под прессом ЦК КПCC, далее, после передачи центром права давления на татар РБ в руки Рахимова, татары оказались почти абсолютно бесправными по вопросам национально-культурного развития. А обещанный референдум давно был забыт.
Если сравнивать татар с «народом, давшим имя республике» – башкирами, для которых в настоящее время функционируют 22 обставленных по высокому уровню гимназий, кроме многочисленных школ и классов, 6 филармоний, 5 национально-культурных центров, для татар и татароязычных башкир практически нет ничего, в том числе ни школ типа гимназий, ни филармоний, ни радио, ни телевидения, и ни одного культурного центра. Они имеют право только платить налоги.
Естественно, татары Башкирии никогда не соглашались с таким незавидным своим положением. И в 1980-е гг. ХХ века многочисленные татарские интеллигенты решили добиться для своего народа справедливости, то есть таких же прав на национально-культурное развитие, какие имели русские и башкиры.
Они, пользуясь некоторой свободой после развала КПСС, первыми в Уфе открыли Татарский культурный центр им. Галимджана Ибрагимова, где татарская интеллигенция проводила культурно-воспитательную работу с народом: читались лекции на различные научно-познавательные, исторические, литературные темы и проводились другие мероприятия. Такие встречи проходили систематически, чередуясь с концертами.
Татарский национальный центр, как называли татары свой центр, был открыт для всех, деньги за вход не требовались, про национальность не спрашивали. Условия в Центре были сверхдемократичными.
Но на начальных этапах в Татарском центре большим авторитетом пользовался бывший ссыльный интеллигент Йосыф Гэрэй (Юсуф Гареев). Он был душой новой татарской демократической интеллигенции. Но тюрьма, а затем многолетняя ссылка, не прошли даром. И в 1988 годы его не стало.
Раньше он, как и многие татарские интеллигенты, считался башкирским поэтом и писателем. Башкирские деятели не простили ему «предательства». И постоянно вставляли палки в колеса татарского центра, подвергали травле самого Йосыфа Гэрэя. По их мнению, татарам нельзя было организоваться даже в самодеятельное культурное общество. Не говоря о государственном учреждении такого характера. Например, у них ни должно было быть государственного татарского театра, филармонии, музыкальных коллективов. По мнению башкирских ультра-националистов, такие коллективы могли принадлежать лишь только башкирам.
Далее Татарский центр возглавил уже хорошо известный в татарском и башкирском мире поэт Айдар Халим.
Жизнь в Центре текла своим чередом. Люди шли в Центр валом. Особенно притягивали людей проводимые Центром концерты с привлечением профессиональных артистов. Они, вынужденные всю жизнь выступать как башкирские артисты, с удовольствием пели в Центре бесплатно татарские песни на родном – татарском языке.
Между тем, никаких пререканий или, тем более, споров в Центре по межнациональным проблемам, не наблюдалось. То есть народы сами по себе между собой живут всегда в ладу. И если, где возникают непонимания, то виновато в этом только чиновничество, или не умеющее работать, или, скорее, устраивающее специально эти «трения».
С другой же стороны, сам Айдар Халим, будучи известным поэтом, да еще и прекрасным артистом, к тому же почти всегда в прекрасном настроении, был душой собирающихся. Только его личных знакомых и друзей было не сосчитать. Он для культурного центра оказался настоящей находкой. И работал, и жил он для Центра не покладая рук, не жалея живота, как говорят русские.
В эти годы параллельно Татарскому культурному центру им. Галимджана Ибрагимова был организован и Татарский общественный центр. Первым его председателем стал профессор математики, доктор физико-математических наук Марат Давидович Рамазанов, широко известный не только в научных и демократических кругах, но и в татарском мире.
Вновь организованный Татарский общественный центр РБ стал активно работать в пользу практически бесправного татарского народа. Татары республики, в частности, Уфы были рады этому, и они активно вовлекались в такую общественную деятельность.
У ТОЦ было свое помещение, автомобиль, и кое-какая нужная для работы оргтехника. При ТОЦ ответственным секретарем трудился Карим Карамович Яушев. И далее, как-то незаметно, Яушев сам очутился на должности председателя ТОЦ РБ. Человек, он, конечно, деловой, жесткий, предприимчивый. При нем демократизмом в ТОЦ и не пахло. Съезды он собирал немногочисленные (30–35 человек), как поговаривали, из специально отобранных людей.
Как я уже упоминал, жаждущих равноправия татарских интеллигентов, да и просто татар, даже из числа простых рабочих и крестьян, в те годы было очень много. Они требовали от руководства республики открытия татарских школ, татарского театра, филармонии, передач на радио и телевидении. Но чиновники, опираясь на шовинистические силы в Москве, стояли крепко на принципе ущемления прав татар.
Новизну в политическую жизнь республики внес приход в татарский центр известного экономиста, ныне доктора экономических наук, профессора Р.Ф. Гатауллина, который в 1991 г. с большим преимуществом был избран в Верховный Совет РБ 13-го созыва. Он стал единственным выразителем интересов татар и татароязычных башкир в парламенте республики, подлинным народным трибуном. В 1995 г. при поддержке более чем 70% имеющих права голоса жителей татарских (Туймазинского, Буздякского и Шаранского) районов, он был с триумфом переизбран в депутаты Госсобрания РБ I созыва. Последовательно выступая в защиту интересов татар и татароязычных башкир, в частности за признание государственного статуса татарского языка, он стал объектом преследования М. Рахимова и его команды на многие годы. К сожалению, он оказался единственным избранником народа по сегодняшний день, способным жертвовать карьерой и семейным достатком во имя интересов татарского народа.
В эти же годы татарское национальное движение из-за некоторых качеств Яушева и по объективным причинам, раскололось на две неравнозначные части: Татарский культурный центр во главе с Халимом, и ТОЦ РБ во главе с Яушевым.
ТОЦ РБ, конечно, по политическим соображениям стоял выше культурного Центра, но народ массово ходил именно в культурный центр. Так как именно здесь было для татар приволье, существовала демократия.
Эти разногласия были на руку чиновникам республики. И, накануне принятия Верховным Советом РБ во главе с Рахимовым закона о суверенитете РБ, Айдар Халим, председатель правления Татарского культурного Центра РБ, и я, Кадерле Имамутдинов, вышли на площадь Ленина в Уфе на голодовку с требованием равноправия, которая должна быть зафиксирована в Законе, принимаемом Верховным Советом.
Народ массово и сильно поддерживал голодающих татарских борцов. Это были, конечно, не сегодняшние дни. Днем и ночью Советская площадь Уфы бурлила от людского потока. Часто приходили артисты, в том числе и профессионалы, с музыкальными инструментами и давали концерты. Круглосуточно дежурили татарские общественники.
Но равноправия татары не смогли получить. Надо полагать, это было заложено еще с большевистских времен. И Рахимову строго-настрого было указано, думается, чтобы татар не равнять с русскими и башкирами. Принизить татар – как шло еще с царских времен. И в то же время, наделив башкир всеми правами, с тем чтобы они, будучи в недавнем прошлом братьями, никогда больше не стали друзьями, а стали бы врагами. С враждующими народами легче управлять.
В годы наибольшего накала народной борьбы, после советской тирании, несколько молодых татар начали выпускать газету на татарском и русском языках под названием «Идел Урал арасы». На татарском языке газеты, конечно, печатались. Но они были газетами правящего класса. Первая настоящая татарская газета была выпущена в Стерлитамаке. Для своего времени она всегда была продвинутой газетой. Статьи там печатались деловые и смелые. К сожалению, она быстро прекратила существование.
А газета «Идел-Урал арасы» (тираж 5000 экземпляров) действительно и надолго стала народной газетой. Татары, что в деревнях, что в городах РБ и других регионах, в том числе из Татарстана, Челябинской, и других областей Российской Федерации и даже из Казахстана (Семипалатинск), присылали корреспонденции, делились своими мыслями, просили помощи.
Татарская национальная газета «Идел Урал арасы» большую роль сыграла во время выборной кампании в 2003 году. Это была единственная кампания, действительно похожая на выборы. Участвовали на этих выборах действующий президент Башкирии Муртаза Рахимов, банкир Ралиф Сафин из сословных (т.е. татароязычных) башкир, бизнесмен Сергей Веремеенко, еще некоторые менее значимые кандидаты.
Рахимов и компания, очень старались остаться еще на один срок. И на подготовку победы денег не жалели. Они в борьбе с оппонентами грубостями и грязными приемами не гнушались.
Веремеенко, за которого стал бороться и ТОЦ РБ во главе Загиром Хакимовым, организовав, между прочим, скоропалительно, «Татарский фронт» – денег тоже не жалел, ибо он и сам был не бедным, слыл денежным мешком, да и среди публики считался другом президента страны. Но главное, Веремеенко твердо обещал проводить в республике демократическую политику, наделить и татарский язык государственным статусом.
За несколько месяцев до выборов, Веремеенко «зафрахтовал» нашу газету «Идел Урал арасы», и дал возможность поработать неплохо, не только в пользу нашего кандидата, но и татарского народа.
Газета выпускалась чаще, в неделю раз, с большим объемом и тиражом. Половина объема – наша, татарская, другая половина – в пользу Веремеенко. Это было для нас очень даже приемлемо. И мы работали не покладая рук, внеся в борьбу против узурпатора власти М. Рахимова свою посильную лепту.
Сафин, говорят, денег тратил не так много. Но результаты первого тура ошеломили всех: они были, во-первых, настолько запутаны, что истину никто не знал. Говорили, что якобы на первое место вышел Веремеенко, на второе – Рахимов, и на третье, почти с равными с последним процентами – Сафин.
К слову сказать, президент страны В. Путин, как говорят, приказал Веремеенко после первого тура свернуть свою выборную кампанию и вернуться в Москву…
А Рахимов, испугавшись проиграть выборы во втором туре, пообещал татарам изменить их языковой статус. Хотя обещание и было витиеватое, но оно затем осталось только обещанием. А разговоры в народе ходили и другого характера. Якобы Веремеенко занял первое место, а второе, почти с равным процентом, занял Р. Сафин, а М. Рахимов остался на 3-м месте. Получается, несмотря на меньшее количество денег, потраченных штабом Сафина на выборную кампанию, он сумел занять второе место, и выйти на второй тур.
А далее, во второй тур по закону вышли Сафин и Веремеенко, оставив Рахимова без шансов. Как уж он «извивался» перед вышестоящими чиновниками в Москве, нам неведомо, но на другой день после первого тура Веремеенко «собрав удочки» вынужден был уехать.
Здесь просматривается самое опасное для всех чиновников обстоятельство: раз на второй тур выходят Сафин и Веремеенко, то никто не гарантирует Веремеенко победу. И даже наоборот, Сафин, как долгожданный татарский кандидат (хотя сам и постоянно твердил, что он башкир), выходит победителем.
Народу было не так важно, о чем говорят кандидаты, людям нужен был свой кандидат, и он за него готов был проголосовать с удовольствием. Он жаждал этого кандидата. Выборы 2003 года показали высокий уровень консолидации татарского электората. Поддержка татарами Р. Сафина, назвавшего себя башкиром, во многом определилась и тем, что многотысячным тиражом было распространено его фото с татароязычным башкиром Ринатом Гатауллиным. Это являлось знаком для татар, чтобы определиться, кого нужно поддержать.
Но народ снова обманули. Дело было не только в высоком чине из своих, в действующем президенте республики, но в том, что пообещал Рахимов с перепугу: а обещал он пересмотра языкового статуса для татар, чего однако не произошло. В пересмотре итогов первого тура важную роль играли, как известно, Матвеенко, Кириенко и некоторые другие чиновники из федерального центра.
Но время шло, пришел конец рахимовскому правлению в РБ. Мы в ТОЦ знали, конечно, что с уходом Рахимова наше положение сразу не улучшится. Но Рустэм Хамитов, будучи стопроцентным татарином, через несколько месяцев начал говорить, что он башкир. Хотя для граждан нет никакой разницы, что ты башкир, или русский, лишь бы твои дела были приемлемы для всех народов, в том числе и для татар. А то, что он, называя себя башкиром, пытался подкупить башкир, полагая, что татары его и так поддержат, было недальновидно. Башкиры же не «клюнули» на его удочку.
Затем, как-то выступая, Хамитов признался, что он тратит 1/3 своего рабочего времени на улаживание межнациональных проблем в республике. Мы полагаем, что Хамитов не потратил ни одной минуты своего времени, чтобы решать татарские проблемы.
Хамитов быстро подкупил часть татарских деятелей за счет мандатов депутатов Госсобрания: Загира Хакимова (РКНТ), миллиардера Рамиля Бигнова, Римму Утяшеву (Национально-культурная автономия). Названные деятели бегом пошли трудиться против собственного народа. Именно в эти годы был уволен с поста директора единственной татарской гимназии, интеллигент и ученый Нурмухаммет Хусаинов. Прекратил свою работу единственный татарский национально-культурный центр в дер. Килимово Буздякского района (когда таких центров у русских и башкир по пять). И прекратила свою деятельность единственная 25 минутная телевизионная республиканская передача в месяц для татар, тогда как для башкир и русских идут круглые сутки, и по нескольким каналам... И всё это частично и за счет налога с татар, что не согласуется с принципом справедливости.
Но татары всегда выступали и выступают за справедливость, равенство прав всех народов и дружбу между ними. Поэтому надеемся, что рано или поздно татарские проблемы в Башкортстане начнут решаться. А то получается, что татары и татароязычные башкиры, составляющие 1/3 населения республики, все еще остаются в республике людьми второго сорта.