Часто задают вопрос, как учёные мужи запоминают так много зубодробительных формул? Это же уму нерастяжимо, всё в голове держать. Открою страшную тайну, заучивать и "держать всё в голове" нет никакой необходимости, достаточно лишь понимать суть и принципы, а "формулы", при необходимости, просто пишутся по необходимости.
Вот и в котельной несколько расширительных баков, причём каждый накачивается по-разному, давление в которых нужно проверять и время от времени подкачивать. И как тут запомнишь куда и сколько? А что, если я вам скажу, что не надо ничего запоминать, вы без труда сами это давление "вычислите"?
На днях заезжал в гости в загородный дом друзей и совершенно случайно заметил неправильную работу насоса в скважине. Вместо того чтобы время от времени включаться и, накачав воды в гидроаккумулятор, отключаться, он включался на пару секунд и тут же выключался. Через несколько секунд всё повторялось.
Бедный насос, в таком режиме он долго не протянет, тем более, что хозяйка сказала, что такое уже давненько происходит. Вопрос надо было решать немедленно.
Причина была совершенно очевидна, дело в гидроаккумуляторе. Вернее не в нём самом, а в находящейся внутри резиновой груше. Из неё полностью ушёл воздух. Проверить это проще простого: во-первых, при нажатии на ниппель не было характерного шипения, во-вторых, гидроаккумулятор был ненормально тяжёлым, а это означало, что он заполнен водой полностью.
Это, кстати, заблуждение многих, что покупая гидроаккумулятор на 100 литров, вы получаете запас воды 100 литров. На самом деле воды в нём меньше половины, остальное — воздух. И это нормально.
Причин могло быть две: либо воздух постепенно стравило, как это бывает с оставленными на зиму в гараже летними колёсами, либо резиновая груша внутри бака прохудилась.
Запасной груши в доме не было и потому мы решили считать, что воздух из неё просто вышел. Тем более, что как выяснилось за давлением никто не следил больше четырёх лет, так что — запросто. Встал вопрос: чем качать?
Казалось бы, что за проблема, у каждого уважающего себя автолюбителя в багажнике непременно имеется насос? Как бы не так. Насос, конечно имеется, вот только современные автолюбители давным-давно сами ничего не качают, а насосы в багажниках возят электрические. Работающие от... прикуривателя.
Но тут хозяевам крупно повезло: подобно роялю в кустах, в моём багажнике, кроме насоса электрического, совершенно случайно оказался и обыкновенный ножной.
Реально случайно. Я его когда-то покупал специально для опрессовки тёплых полов перед заливкой стяжки. Первый попавшийся копеечный. Редкостная дрянь, надо отметить, но для наших целей вполне подходящий.
Сходил в багажник, подключил к баку, отключил насос, чтобы выпустить из системы воду, открыл в доме пару кранов — если воду не слить, груше некуда будет расширяться, вода несжимаема — и за 5 минут накачал. Гидроаккумулятор значительно полегчал, и всё заработало как надо.
Отцепил насос и сказал хозяйке, что если она заметит, что насос стал включаться чаще, нужно сделать то же самое. И тут она меня спросила:
— Как я узнаю, что пора накачивать? Какое давление должно быть в баке? Сколько качать?
И вот тут я понял, что пора писать очередной текст. Этот.
В среднестатистической котельной обычно не один, а три бака. Разного размера и назначения. И давление в них должно быть разное. Какое? Давайте проанализируем как работает каждый из них и сразу станет понятно какое.
Итак, начнём с гидроаккумулятора. Система может работать и без него, как и произошло в доме наших друзей, но каждый раз, когда вам понадобится кружка воды, каждый раз будет включаться насос. И тут же выключаться. И снова включаться. Для насоса это ужасно вредный режим работы.
Чтобы этого не происходило, в систему добавлен гидроаккумулятор: когда вы открываете кран, первым делом тратится вода из него, её выталкивает находящийся внутри сжатый воздух. Постепенно вода выходит, воздух расширяется, и давление в системе падает. До тех пор, пока не достигнет настроенного значения включения насоса. Насос включается и пополняет запас воды в баке, сжимая воздух. Когда давление в системе достигнет предельного значения, насос выключается, и всё повторяется снова.
Назначение гидроаккумулятора — хранить запас воды под давлением. Именно поэтому накачивать его нужно чуть ниже давления включения насоса. Если накачать больше, насос не сможет наполнить аккумулятор водой. В "рабочем положении" бак максимально заполнен водой.
Обычно гидроаккумулятор подключен к системе холодного водоснабжения, но в современном доме имеется ещё и система горячего водоснабжения и в ней тоже имеется собственный бак. Правда, назначение его другое.
Как известно любому школьнику, при нагревании вода расширяется. Причём, достаточно сильно. И вот представьте, что ваш наполненный холодной водой бойлер начал нагреваться, а вода расширяться. Хорошо, если вы открыли кран и она смогла вылиться, а если не открыли, куда ей деваться?
Выдавится в "холодную часть системы" и вернётся в гидроаккумулятор? Но от "холодной" части она отделена обратным клапаном, и гидроаккумулятор тут не поможет. Ей придётся либо разорвать бойлер, либо предохранительный клапан сбросит давление и воду на пол. И так будет происходить каждый раз.
Чтобы этого не происходило, в систему добавлен расширительный бак, в который и расширяется нагревающаяся вода. Его объём должен составлять 10% от полного объёма системы ГВС, включая все трубы и бойлер. В норме в этом баке воды быть не должно, он должен быть пуст. Иначе воде некуда будет расширяться.
Поэтому расширительный бак надо накачивать максимальным давлением системы водоснабжения. Самое высокое давление в системе — давление выключения насоса. И это значит, что расширительный бак нужно накачать чуть выше давления выключения насоса.
В котельной обычно имеется ещё один (или несколько) расширительных баков — в моей их два: один висит под потолком, второй внутри котла — назначение их почти аналогично расширительному баку ГВС, но всё же немного отличается. А потому отличается и давление, которое в нём нужно создать.
Расширительный бак системы отопления — нечто промежуточное между гидроаккумулятором и расширительным баком ГВС. С одной стороны, он должен обеспечить пространство для расширения теплоносителя, с другой — содержать немного жидкости для "подпитки" системы в случае её остывания.
Давление в него накачивается чуть ниже рабочего давления системы отопления. Так, чтобы он впоследствии слегка наполнился теплоносителем, но и место для расширения оставалось.
В общем, если понимаешь, зачем баки нужны и как работают, то никакой сложности нет. И ничего не надо запоминать, всё и так понятно.
ПОДПИШИСЬ