Найти тему
киНоНостальгия

Хороший, плохой, злой Мел Гибсон в "Охоте на Санту" (2020).

Однажды в Америке жил-был очень плохой мальчик Билли из богатой семьи. Он был избалован, рос болезненно самолюбивым эгоистом. Билли ни в чем не знал отказа и презирал всех вокруг кроме себя любимого.

Как-то раз жизнь преподносит Билли неприятный сюрприз - на школьной олимпиаде он привычно ожидает очередную победу, как вдруг первое место достается какой-то там девчонке. В бешенстве Билли набирает телефонный номер, и мы узнаем, что у него есть персональный специалист по "грязным делам" по имени Джонатан Миллер.

Миллер похищает девочку и привозит на рандеву с Билли. Билли наглядно демонстрирует будущей жертве, что такое пытка током, и насмерть перепуганная бедняжка тут же соглашается оговорить себя: Мол, сжульничала, кается и уступает первенство достойному - то есть Билли. Расплачивается Билли с Джонатаном банковским чеком - талантливый мистер Билли умело подделывает подпись тяжело больной богатой бабушки-богачки. "Хороший мальчик!" (с).

За свои милые проделки Билли получает на Рождество своеобразный подарок от Санты - кусок угля. Билли так зол, что снова звонит Миллеру и заказывает... убийство Санты. Джонатан охотно берется за новое дело - у него тоже есть собственные веские причины ненавидеть рождественского деда.

У Джонатана было несчастливое детство. Единственный подарок, полученный от Санты, дешевенькую машинку, Миллер хранит и поныне - то ли как сентиментальный сувенир, то ли как напоминание о ненависти к дарителю. Нелюбимый сын, повзрослев, превратился в безжалостного убийцу, который хладнокровно оставляет за собой цепочку трупов, убивая людей направо и налево, иногда даже без весомой причины. Джонатан словно мстит миру за несчастное детство, а разве есть на свете мишень желаннее, чем любимец детворы, добрый толстяк Санта?

-6

Стоп-стоп! - удивитесь вы: Что за бред? Как можно убить вымышленного персонажа? Санта, Ноэль, Дед Мороз - это же чистая фикция, выдумка для детей всех возрастов. Ведь так же, не правда ли?

Так - и не совсем так. Вернее, совсем не так в реальности фильма Эшома и Иэна Нелмсов "Охота на Санту" (Fatman, 2020). Дело в том, что братья Нелмс помещают волшебного деда в современную реальность и представляют его самым что ни на есть обычным немолодым мужиком в прикиде канадского лесоруба. Живет он в старом доме на отшибе неподалеку от провинциального "одноэтажного" городка, ездит на древнем "Форде", пропускает рюмку-другую в местном баре. В общем, пенсионер как пенсионер.

Зовут этого "Санту" простым земным именем - Крис Крингл. Приземленность образа подчеркивает и оригинальное название фильма - Fatman, "толстяк", "жирдяй", а вовсе не "добрый дедушка" из рекламы колы.

Никакого волшебства и рождественских сказок: Крис - не очень удачливый бизнесмен, владелец фабрики по производству подарков. Дела идут плоховато. Крингл ворчит по поводу современных детей - те растут все более циничными, прагматичными и злыми, им до лампочки пресловутый "дух Рождества". К тому же усиливается конкуренция со стороны китайских производителей дешевой массовой продукции. Индустрия традиционного волшебства ручной работы переживает экономический кризис.

На фабрике Криса трудятся эльфы. Они малы ростом, у них острые уши, туфли с загнутыми носками и бубенчиками. Эльфы - отличные трудяги, способные работать круглосуточно при соблюдении специальной диеты, состоящей исключительно из сахара и углеводов. Не удивляйтесь и пожимайте недоуменно плечами - просто примите как данность, что в заснеженной канадской глубинке в роли трудолюбивых пролетариев выступают эльфы.

-10

Шаг за шагом, выясняя детали месторасположения Санты, к дому и фабрике Криса-Санты приближается Джонатан. Разумеется, оставляя позади очередные трупы. Рано или поздно ворчливому бородатому толстяку придется встретиться лицом к лицу с беспощадным убийцей...

"Охота на Санту" братьев Нелмс - так называемый mash up, смесь, гибрид жанров черной комедии и брутального боевика под соусом рождественского фильма, только сознательно лишенного магии и обаяния праздника. От себя добавлю - в ленте чувствуются еще и нотки элегического "пенсионерского" вестерна в духе "Непрощенного" (сцена стрельбы по банкам - чуть ли не прямая цитата из шедевра Клинта Иствуда).

Что ж, авторам точно не откажешь в оригинальности концепции. Превратить любимого "дедушку" в мишень для убийцы с детскими травмами психики, действующему по заданию инфернального мальчика - почище, чем смесь слюнявой сентиментальности и садизма в "Один дома".

Другое дело, насколько успешно удалось братьям Эшому и Иэну воплотить интересную "большую идею" в полноценный фильм, в рождественское (если так можно сказать) развлечение. Мнения могут расходиться - и в реальности разнятся. "Охота..." собрала в прокате меньше десятой части 20-миллионного бюджета, да и отзывы критиков не отличались восторженными тонами. Можно упрекнуть фильм в недостаточном драйве, слабой эмоциональной вовлеченности, не слишком увлекательной драматургии. И тем не менее, на мой взгляд, "Охота..." не безнадежна, и помимо очевидных слабостей в ней есть и сильные стороны.

Во-первых, это, несомненно, Мел Гибсон в роли Криса Крингла, стареющего саркастичного ворчуна Санты. Гибсон - "икона" мирового кино, Безумный Макс, Мартин "Смертельное оружие" Риггс, Храброе Сердце. Гибсон обладает замечательным свойством, которое в Голливуде называют screen presence - "присутствие на экране". Стоит актеру появиться в кадре - и все внимание приковано к нему, неважно присутствуют ли рядом другие исполнители. Гибсону органично удался переход к возрастным ролям. Поседевший, слегка погрузневший, с окладистой серебристой бородой, Гибсон по-прежнему магнетически воздействует на зрителей. Даже в кадрах, где он вроде бы ничего не делает, невозможно оторвать взгляд от его лица, глаз, пластики в движениях, так называемому языку тела.

Роль Санты в странном фильме с трупами и кровью - выбор для Гибсона своеобразный, но не поразительный. До такой дичи, как, скажем, "Мэнди" с Николасом Кейджем, "Охоте на Санту" - как до Луны пешком. По сравнению с некоторыми проектами Кейджа "Охота..." смотрится чуть ли не как самый доступный mainstream для массового зрителя.

Санта в исполнении Гибсона лично мне напомнил меланхоличных бывших героев Дикого Запада, стареющих "хороших, плохих, злых". Лучшие годы позади, главное удовольствие - глоток виски, со всех сторон поджимают молодые да ранние, так и норовящие доказать, что "старикам здесь не место". Однако и Санта - отнюдь не добродушный "хороший" дедушка. На досуге он упражняется в стрельбе и колошматит боксерскую грушу до седьмого пота. Так что при необходимости Санта легко обернется и "плохим", и "злым". Кстати, неизбежная конфронтация Санты и Миллера как раз напоминает сцену поединка из классического вестерна.

Во-вторых, достойным антагонистом Гибсону-Санте выступает Уолтон Гоггинс в роли психопатичного убийцы Джонатана Миллера. Гоггинс идеально почувствовал задумку сценаристов и режиссеров Нелмсов. Они хотели (другое дело как успешно воплотили на деле), чтобы было и смешно, и мрачно, и реалистично, и в то же время по-рождественски волшебно.

Двойственность концепции чутко уловил Гоггинс. С одной стороны, его Миллер - хладнокровная машина для убийства, одновременно вроде еще и получающая извращенное удовольствие от насилия. С другой, Миллер - морально травмированный ребенок. Миллер фанатично коллекционирует предметы, произведенные на фабрике Крингла с клеймом Made in Santa's Workshop, бережно хранит подарок от Санты и трогательно заботится о хомяке, вероятно, единственном на свете и в жизни близком ему существе.

В целом, "Охота на Санту" - качественный малобюджетный (по голливудским меркам) фильм. Интересно задуманный, менее оригинально реализованный и все же, на мой взгляд, достойный хотя бы разового просмотра. Я бы вряд ли пошел на него в кино, а вот о приятно проведенной паре часов дома на диване совсем не жалею.