Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

"Бесовские" сеансы спиритизма. Кто был их главными покровителями в Российской империи?

Оглавление

В начале XX века во многих странах, в том числе в России, наблюдался необычайный подъем интереса к оккультизму. Очень популярными стали спиритические сеансы, в ходе которых их участники пытались общаться с «духами».

Церковь не одобряла подобные практики, считая их проявлением «бесовских сил». Тем не менее, интерес к ним не утихал. Какие русские писатели и поэты увлекались спиритизмом? Кого из них называли «главным магом»? И как прошел первый в России съезд спиритуалистов?

Первая волна увлечения спиритизмом

Спиритические сеансы впервые приобрели популярность в России в эпоху Александра II. Еще в юные годы царевич увлекался «столоверчением», о чем с иронией писала фрейлина Анна Тютчева. Став императором, Александр даже пригласил в Россию знаменитого медиума Дэвида Юма.

«Стол поднялся на высоту полуаршина над полом. Императрица-мать почувствовала, как какая-то рука коснулась воланов ее платья, схватила ее за руку и сняла с нее обручальное кольцо. Затем эта рука хватала, трясла и щипала всех присутствующих, кроме императрицы, которую она систематически обходила. Из рук государя она взяла колокольчик, перенесла его по воздуху и передала принцу Вюртембергскому», - писала Анна Тютчева.

Он хотел с ним посоветоваться по поводу многих важных вопросов, в том числе по отмене крепостного права. Всего с участием Юма было проведено три спиритических сеанса, во время которых крутились столы и слышались стуки. Но при этом «духи» давали такие уклончивые ответы, что царь был разочарован.

Неизвестный художник «Гипнотический сеанс (фрагмент)» / Государственный исторический музей, Москва
Неизвестный художник «Гипнотический сеанс (фрагмент)» / Государственный исторический музей, Москва

Как относились в те времена к подобным сеансам?

Нужно сказать, что уже тогда отношение к спиритизму было крайне неоднозначным. Одни высмеивали его, другие считали опасной игрой с дьявольскими силами, третьи – были уверены, что он помогает духовному росту.

Среди защитников спиритизма был ныне забытый, а когда-то довольно известный писатель и профессор зоологии Николай Петрович Вагнер. Среди обычной публики он был известен в первую очередь как автор детского сборника «Сказки Кота-Мурлыки», в научном мире его знали как блестящего знатока беспозвоночных животных.

Так вот, он считал, что спиритические сеансы способны укрепить веру, хотя и признавал, что через медиумов могут говорить не только добрые, но и злые духи.

Как это ни странно, но среди ученых было немало сторонников спиритизма. Так, вызовом духов увлекался известный химик Александр Бутлеров. К слову сказать, он был близким другом упомянутого выше Николая Вагнера и часто они проводили совместные спиритические сеансы. Их оппонентом был великий химик Дмитрий Иванович Менделеев. Он считал спиритизм крайне вредным явлением и пытался разоблачать его с научной точки зрения.

-3

Магия Серебряного века

Интерес к спиритическим сеансам то утихал, то возобновлялся, но с новой силой он вспыхнул в начале XX века. Это было частью повального увлечения магией и эзотерикой. Подобная тенденция наблюдалась не только в России. Например, в Англии одним из наиболее ярких сторонников спиритизма был писатель Артур Конан Дойл, тот самый создатель знаменитого цикла детективных рассказов о Шерлоке Холмсе.

Среди российской творческой интеллигенции того времени интерес к магии испытывали многие – Александр Блок, Вячеслав Иванов, Николай Гумилев, Владислав Ходасевич, Велимир Хлебников и многие другие.

По признанию многих современников тех лет, главным магом среди поэтов Серебряного века был Валерий Брюсов. Он страстно увлекался любыми магическими практиками – от опытов средневековых оккультистов и алхимиков до спиритических сеансов и восточных практик. В самом облике Брюсова было что-то демоническое. Многие отмечали, что его взгляд обладает гипнотической силой.

Один из блистательных представителей русского символизма Андрей Белый вспоминал, что Брюсов был или великим магом или талантливым актером, который сам поверил в свою игру. В этом утверждении кроется подлинное отношение писателей и поэтов Серебряного века к спиритизму и другим магическим практикам – они играли во всё это, но нередко и сами начинали верить в подлинность этих опасных игр.

-4

Первый съезд спиритуалистов

Популярность спиритизма в России в первые годы XX века была необычайной. Только по официальным данным известно о существовании 160 спиритических кружков, но на самом деле их было еще больше.

Издавались довольно большими по тем временам тиражами журналы «Спиритуалист» и «Ребус», в которых со всеми красочными подробностями рассказывалось о спиритических практиках.

«Столоверчение» стало одним из самых любимых развлечений публики, несмотря на предостережения со стороны церкви. Сеансы происходили в темноте и сопровождались различными «магическими» эффектами. Простыми стуками и буквами многих людей было уже не удивить.

-5

Популярными трюками были летающие столы, прикосновения и световые эффекты. Иногда даже демонстрировалось появление привидений. Скептики разоблачали все эти уловки, но любителей чудес было не переубедить.

В конце октября 1906 года в Москве состоялся первый съезд «медицинских» спиритуалистов. На него собралось 97 делегатов со всей России и из-за рубежа. Многие из них уверяли, что обладают не только способностями медиумов, но и целителей. Большинство делегатов были дамами, но на съезде присутствовали и мужчины, в том числе несколько студентов и офицеров. Собравшиеся рассказывали о своей великой медиумической силе, но, как отмечает автор заметки об этом съезде, чудес никто из них не продемонстрировал.