Помните, у Чехова "хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соус на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой"?
Многим людям даже без диагнозов сложно сдержаться, чтобы не осудить, не обсудить. А представьте, как трудно людям с аутизмом, которые говорят всё, что думают и попадают в очень сложные ситуации.
Сын мой ходит на групповое занятие к психологу, рисует там, общается с тремя парнями. Двух знает давно, одного примерно месяц. И что я заметила?
Общение это даётся ему с великим трудом.
Выходит на прошлой неделе Саша и сообщает мне: "Я почти простил Серафима."
У меня, конечно, вопрос: "А за что?" Оказалось, Саша этот, у которого тоже аутизм, решил пошутить над ребятами, взял в рот карандаш и стал делать вид, что пускает колечками дым.
Ну и всё...Серафим возмутился. Сказал: "Как так? Тебе скоро 18 лет, а ведешь себя как маленький, карандаши грызёшь. Ай-яй-яй!"
У меня дежавю прямо. Как-то уже была с ним такая история. Закончилась печально. Сделал на занятии замечание парнишке, грызущему ручку, другому, не этому, но тоже с расстройством аутистического спектра, и ему эту ручку воткнули в лоб со всей силы. Хорошо, что не в глаз.
Но и в лоб плохо. Получилась приличная дырка, кро8ища текла. Педагог не знала, что делать, у неё на занятии впервые случилась подобная ситуация. Работала всегда с обычными детьми, а тут решила с необычными. А они вон какие...
Но в этот раз всё прошло мирно. Саша - спокойный парень. Надулся, конечно, попытался объяснить, что хотел пошутить. Но тогда Серафим стал читать ему лекцию о вреде нездорового образа жизни. Треш, конечно.
Нормальные парни посмеялись бы и забыли. А тут пришлось разруливать ситуацию психологу. Объяснять, рассказывать, что можно говорить другим людям, а что нельзя. Надеюсь, Серафим внимательно слушал и сделал выводы.
Нет, он конечно, стал намного лучше в этом плане.
Ведь раньше, когда был маленьким, мог подойти даже к незнакомому человек и спросить: "А что вы такая толстая?" или "У вас очки? Вы слепой? Наверное, много читаете?"
Помню пришли с ним в детскую поликлинику, Серафиму было семь лет. И педиатр его спросила: "Как в школе дела? Тебе нравится новый учитель?"
А он ей ответил: "Учитель нравится, но она такая же старая, как вы."
Вот и поговорили. Отвесил, сам того не ведая, "комплимент."
Но врач у него была отличная, профессионал, золотой человек. Ей можно было позвонить на сотовый даже в нерабочее время. Так она любит детей. И она не обиделась. Посмеялась.
Кстати, это тот самый врач, которая и заметила на приёме в три года странности и дала направление на консультацию в психоневрологический диспансер. А неврологи почему-то проглядели, хотя мы к ним с сыном ходили регулярно.
Но это я уже отвлеклась от темы.
В общем, не обиделась доктор. А мне было неприятно. Пыталась объяснить Серафиму, что неприлично говорить всё, что думаешь.
Но ситуации повторялись регулярно. И только годам к двенадцати стало чуть легче. Хотя, видите, как, не намного.
И даже история с воткнутой в лоб ручкой ничему не научила.
Вот это и страшно. Так сделает, кому-нибудь замечание, и это отметелят. Такое нередко случается с людьми, у которых аутизм.
Но самое неприятное для меня, это когда он лезет людям под кожу. Спрашивает о том, что может причинить боль?"
У моей подруги семь лет назад ушёл муж, не дожил до своего сорокапятилетия. А Серафим про него всё время спрашивает, уточняет даты: когда родился, когда закончил школу, в какой день ум.ер. И не только у моей подруги, но и у других знакомых, переживших горе.
Понятно, зачем он это делает. У него в голове календарь, биографии разные. Туда заносятся цифры, даты. И совершенно невдомёк моему сыну, что такие вопросы могут кого-нибудь больно ранить, испортить настроение.
Это ладно подруга моя привыкла. Мы довольно часто гуляем втроём по городу. И она знает, как быстро свернуть на другую тему. А кто-то ведь не знает, растеряется.
Вот это то, что касается такта при аутизме. Нет его, с ним всё очень сложно.
Хотя и зайчатки разума как бы присутствуют в человеке. Но каждый раз попадает он в разные неловкие ситуации. И порой сам не осознаёт, что они неловкие. Так и живём. Работаем, конечно, над этим. Составляем список того, что можно и что нельзя спрашивать. Но сложно всё, очень сложно.