Наценка на социально значимые товары в Российской Федерации снизилась в прошлом году в 2,5 раза. Число жалоб на подорожание сократилось в 11,5 раза. Об этом сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на «Известия».
По данным ФАС, в среднем наценка на социально-значимые товары резко сократилась – до 6,4% в 2023 году с 16 % – в 2022 г. и 22 % – в 2021 г. Речь идёт о говядине, свинине, мясе птицы, масле, чае, овощах, молоке и других. Данные о них предоставили 11 федеральных торговых сетей. При этом инфляция в стране по-прежнему находится на довольно высоком уровне, и это не позволяет стабилизировать цены в полной мере.
Наряду с колебанием курса рубля, сокращением конкуренции из-за ухода иностранных компаний, усложнением цепочек поставок на стоимость социально значимых товаров влияли также многочисленные спекулятивные практики. Регулярно наблюдали попытки создать искусственный ажиотаж и получить необоснованную выгоду, в которые оказывались вовлечёнными производители, дистрибьюторы и торговые сети.
Наценка торговых сетей не является определяющей для формирования розничной стоимости товара: её основные составляющие складываются в других звеньях товаропроводящей цепи.
«Подорожание товаров и ограничение наценок в рознице – это два параллельных процесса. Если торговая сеть поставит нулевую надбавку на продукцию, но её закупочная стоимость вырастет на 20 %, то изменения на полке произойдут пропорционально. Таким образом, ограничение наценок в рознице слабо влияет на цены для потребителя в условиях увеличения себестоимости у производителей», – считает глава Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.