Найти тему
Лирика обыденности

Белорусский фильм «Время вернуться»: краткий пересказ и анализ

Киностудия «Беларусьфильм», жанр — военно-историческая драма, возрастная маркировка — 12+. Премьера в кинотеатрах Беларуси состоялась 02.05.2024. Я посмотрел картину в этот день в Толочине.

Фильм повествует о партизанской борьбе на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны накануне операции «Багратион» (по освобождению республики). Сильный акцент сделан на страдании мирного населения от оккупантов. Действие происходит преимущественно в лесу, несколько раз фигурируют город Орша и сельская местность.

Основные сюжетные линии фильма и ключевые для понимания его идеи эпизоды:

1) Полицаи грабят деревню (отнимают у людей всякое имущество). Партизаны застают их за этим занятием, под дулами оружия заставляют снять сапоги и штаны и в таком виде отпускают. В отместку за это эсэсовцы уничтожают всю деревню (расстреливают, режут, колют население), спастись (убежать к партизанам) удается только одной девушке, и еще эсэсовцы оставляют в живых младенца (его находят и приносят в отряд партизаны);

2) В партизанском лагере обязанности медработника выполняет девушка, которая, по ее словам, не является даже медсестрой — просто как умеет лечит и перевязывает людей за неимением более подходящих на эту роль специалистов (кто она по образованию, не уточняется). Партизаны совершают вылазку в пересыльный лагерь для советских военнопленных и приводят оттуда в свое расположение много людей, среди которых и немецкий врач. Этот врач сначала работал в Орше, но там он освобождал слишком много людей от принудительных работ на немцев по состоянию здоровья, поэтому его перевели с глаз долой в пересыльный лагерь, чтобы не создавал проблем. Девушка, выполнявшая обязанности медработника в партизанском лагере, продолжила работать уже вместе с ним, влюбилась в него и даже хотела признаться ему в этом, но не успела: врач пошел на задание с партизанами и погиб. В последние мгновения жизни, видя, что сейчас в него выстрелит эсэсовец, он бросает своему убийце фразу в смысле «я немец, в отличие от тебя», т.е. иносказательно утверждает, что немецкий народ против фашистов, а те из его представителей, которые не против, недостойны называться немцами и позорят свою нацию;

3) Молодой партизан, потерявший голос из-за ранения в горло, пришел навестить в деревне свою одинокую мать. В это время к ней нагрянули эсэсовцы: они подозревают, что ее сын в партизанах, и хотят, чтобы она рассказала им, где находится их лагерь. Сын прячется под полом. Эсэсовец, не добившись от женщины правды, убивает ее из пистолета. Она падает лицом на пол, и сын видит в щель между досками ее раскрытый глаз. От отчаянья он «кричит», но поскольку не имеет голоса, то остается неуслышанным и впоследствии продолжает партизанскую борьбу;

4) Отряд эсэсовцев преследует по лесу партизан и прижимает их к болоту, отмеченному на картах как непроходимое. Партизаны идут по нему и обнаруживают, что, оказывается, здесь есть места с твердым дном и глубиной ниже человеческого роста. Эсэсовцы, подойдя к болоту и не увидев партизан, решают, что те двинулись в каком-то другом направлении. Партизаны доложили о своем открытии в Москву, и оттуда пришло указание проложить в болоте по этим проходимым местам дороги из бревен, рассчитанные на движение техники, в том числе танков. Часть партизан выполняет эту работу, а часть отвлекает немцев боями в других местах (в одном из таких боев и погибает вышеупомянутый немецкий врач). Задание Москвы выполнено, и по бревенчатым дорогам в тыл немцам неожиданно заходят воинские части, что, как следует из закадрового комментария в конце фильма, становится важным фактором успеха операции «Багратион».

В фильме много зрелищных и натуралистичных, разрушительных и кровавых сцен, призванных пощекотать нервы: обрушение подорванного железнодорожного моста, падение эсэсовца в яму-ловушку на торчащие колья, расправа с ребенком, спрятавшимся в сене, при помощи вил и др. Даже в самом начале, на этапе вступительных титров, когда посреди пустого черного экрана высвечивается маркировка 12+, раздается звук выстрела и вокруг плюса обозначается кружок белой паутинки простреленного стекла. В этом приеме, очевидно, совмещены отсылка к теме отобранного войной детства и просто способ завладения вниманием зрителя. Посулить выстрелом зрелищность и дальше на протяжении всей картины выполнять обещание, поддерживая уровень адреналина, — перспективная стратегия воздействия на массовую аудиторию: увлеченный просмотром человек параллельно с восприятием впечатляющих сцен между делом, налегке, не утруждаясь академичными рассуждениями на тему исторической памяти и патриотизма, усвоит идейное наполнение фильма (трагизм военного периода истории своей страны, непримиримость к врагу и иные вложенные в картину посылы).

О мастерстве артистов. Играют в целом хорошо, но есть несколько плохо проработанных, словно сделанных в спешке, эпизодов. Например, когда освобожденные из пересыльного лагеря прибывают в расположение партизан, пожилая работница кухни начинает сердобольно ахать-охать и причитать в духе «а что же это я стою, надо же людей кормить, а сыночки мои родненькие, голодные», но интонация этого причитания настолько скованная, механическая, формальная, немелодичная, что не передает эмоций, соответствующих содержанию высказываний, т.е. артистка совершенно не вжилась в эпизод, словно с бумажки зачитывает какой-то текст, который впервые видит. По-хорошему, этот фрагмент нужно было бы сыграть заново. Аналогичная ситуация возникает, когда говорят живущие в партизанском лагере дети. У них получается еще более скованно, без малейшего намека на эмоции. Ответственно подходя к делу, нужно было, если не удалось добиться правдоподобия интонаций от маленьких артистов, продублировать их слова за кадром.

К слову, некоторая спешка прослеживается и в композиции фильма. В начале, после вступительных титров, мелькает несколько фрагментов какого-то старого (черно-белый и с гулким граммофонным звучанием) публицистического сюжета, прославляющего День Победы и героизм советского народа, — очень коротко, два-три обрывка суммарно секунд двадцать; потом появляются кадры фото- и видеохроники военных времен, и уже современный голос за кадром описывает, на протяжении более длительного времени — минуты полторы или больше, ситуацию на фронте в период событий, преподнесенных в данном фильме. Старые эпизоды с прославлением Дня Победы ничтожно короткие и малоинформативные, плавного их перетекания в исторический экскурс не получилось, выглядят они чужеродно, словно вмонтированные в картину по недосмотру, этот фрагмент следовало либо расширить, либо вообще удалить. Да, премьера прошла 2 мая, накануне Дня Победы, и начальные кадры фильма созвучны предвкушению этого праздника, но ведь впоследствии картина может просматриваться кем угодно в любое время. Т.е. таким началом произведение искусства уподобилось новостному телевизионному сюжету, художественность картины принесена в жертву публицистичности.

И о названии фильма. Почему — «Время вернуться», какой смысл вложен в это словосочетание, увы, я не уловил. Когда немецкий врач уходил на задание, то пообещал влюбившейся в него девушке вернуться, но этим эпизодом название не объяснишь, данный фрагмент сюжета далеко не ключевой, т.к. тематически узкий, исключительно личный. Возможно, под возвращением имеется в виду приход в Беларусь Красной Армии по проложенным партизанами бревенчатым дорогам, но не мелькнуло нигде в фильме никакого намека на возможность рассмотрения названия в таком ракурсе, или мелькнуло что-нибудь очень смазанно, невыразительно, неубедительно, как вышеупомянутые плохо проработанные интонации персонажей. Иных версий предложить не могу. Разумеется, не исключено, что я упустил какой-то важный эпизод, красноречивую художественную деталь, однако все же склоняюсь к тому, чтобы рассматривать такое название как творческую неудачу авторов: «Время вернуться» — не мотивированное содержанием картины сочетание слов, просто призванное создать эффект загадочности, заинтриговать.

© Сергей Абрамович, 2024