Сотни граждан Таджикистана облепили границу Казахстана с Россией, теперь еще и на курганском направлении. Пока им объясняли про требования безопасности, заголосили защитники: "Произвол". И закидали "страдальцев" лавашами.
Нина КАРПОВА
Мигранты преследуют приграничные регионы, как весенний паводок. Сначала они зашли возле Оренбуржья, потом хлынули в Курганскую область. В обеих территориях сейчас хватает проблем из-за половодья — людям негде жить, они пытаются согреться и высушить затопленные дома. А тут их еще мигранты обложили.
Сначала пришла весть с КПП "Сагарчин" на границе Казахстана и Оренбургской области. Таджики, которые раньше вольготно бурной рекой текли в Россию, наткнулись на неожиданное препятствие. С них потребовали более тщательно показать документы и телефоны. Не проскочить.
Иностранцы застрочили по своим чатам. Жаловались, что за сутки впускают всего 10-12 машин, что их тут скопилась целая тысяча, а без очереди проезжают только те, кому до 14 лет и старше 60. Кинулись было лететь по воздуху — но в аэропортах такая же "канитель".
МИД Таджикистана призвал своих граждан отказаться от поездок в Россию. Министерство республики выразило обеспокоенность из-за массовых отказов во въезде. Граждане ответили еще более настойчивым натиском. К границам стали стягивать жен и детей — глядишь, кто-нибудь да прорвется.
В МИД России заторы на границе объяснили усилением проверок по соображениям безопасности. Придирки именно к таджикам не подтвердили и масштаб страданий таджикского народа назвали преувеличенным. По данным официального представителя МИД России Марии Захаровой, на КПП и собралось-то не больше трех десятков машин. А 40% и вовсе кружат вокруг границы, чтобы выехать и сразу въехать, обнулив своё пребывание в нашей стране.
Таджики тем временем, рассредоточились вдоль границы — не возвращаться же на родину, в самом деле! Так добрались до Курганской области. Здесь их судьбой обеспокоилась диаспора.
Братья-таджики собрали помощь своим землякам, которые застряли на границе России с Казахстаном. Таджикская диаспора в Кургане купили и отправили братьям продукты питания (вода, хлеб, печенье) и памперсы для детей,
— написали на сайте Курганской соборной мечети.
По информации религиозной организации, на границе между Петухово и Казахстаном несколько дней находятся более 500 граждан Таджикистана. Братьям собрали хлеб и воду. Коробками с румяными лавашами и тележками с водой диаспора поддержала таджиков, которые прорываются в Россию. Со страницы своего сайта, духовные лидеры обратились к Всевышнему — чтобы помог братьям, хотя бы терпением.
Очередь из автомобилей и автобусов на границе России с Казахстаном показали в телеграм-канале "Азия-Плюс | Все новости Таджикистана".
Пыль, без воды и хлеба, здесь сидят люди. Там три ряда машин,
— комментирует каналу ситуацию мигрант.
Один из застрявших рассказал, что отведенное ему в России время закончилось, а он хочет пожить там подольше. Пересек границу, чтобы тут же вернуться. А его обратно не пускают.
Телеграм-канал "WarGonzo" пишет, что из-за усиления требований безопасности каждый приехавший подвергается тщательной проверке. Делается дактилоскопия, биометрия, проверяются соцсети, заводится электронное досье.
Язык не поворачивается назвать данные меры необоснованными,
— подчеркивают авторы канала.
Озабоченность властей Таджикистана ТГ-канал "WarGonzo" объясняет собственным нежеланием ими заниматься. Куда проще спихнуть всех жителям России — пусть кормят, работу дают, жильё, пособия.
Люди едут в Россию не от хорошей жизни, а от тотальной нищеты в таджикских провинциях, контрастирующей с роскошью Душанбе. До трети населения Таджикистана работало в России. И если все мигранты вернутся, то это чревато для таджикских властей социальным взрывом, в результате которого может пасть правящий режим. Такое развитие событий также невыгодно и для России, так как в результате бунта к власти в Таджикистане могут прийти радикальные силы, настроенные к ней враждебно,
— подчеркивает "WarGonzo".
Журналист Андрей Медведев задаётся вопросом, почему таджикские власти требуют с Москвы какие-то объяснения по проверкам безопасности, почему вызывают посла в Душанбе и "призывают к ответу"? Ведь наша страна фактически формирует их бюджет за счет перечислений мигрантов, а наш МИД им еще объясняет, чуть ли не извиняется за причиненные неудобства.
Медведев уверен — проблема в нас самих, в том, что в наших же городах сидят люди, которые им помогают. Мигрант едет безбоязненно, знает, что купит всё — сертификат, гражданство, патент.
А почему он так думает, кто ему продаёт сертификаты и прочие документы? Диверсанты, агенты ЦРУ, иллюминаты или кто-нибудь ещё? Нет. Условный Бабаджон покупает все это у такого же условного Ивана, Андрея, Михаила. У вполне себе русских людей. Которые, вероятно, даже считают себя и патриотами, и приличными людьми, и 9 мая празднуют. И даже ходили на Бессмертный полк. Но документы левые мигрантам справляют,
— замечает Андрей Медведев в телеграм-канале.
Журналист подчеркивает, если что-то в стране менять, надо начинать с себя. Патриотизм — это не продавать мигрантам справки и паспорта.