В Белоруссии мигрантов из Средней Азии крайне мало. И это не что-то из области чуда и фантастики. Это результат планомерной работы правительства, которое однажды приняло для себя решение — не превращать славянскую страну в кишлак. Остальное оказалось делом техники.
Нина КАРПОВА.
Граждане Таджикистана, Узбекистана, Армении и Азербайджана в какой-то момент тоже прицельно атаковали Белоруссию. У страны Беловежской пущи и картофельных полей с Россией в этом смысле были стартовые условия. Но у Александра Лукашенко с мигрантами из Таджикистана не сложилось.
Нет, конечно, они бы хотели. Белоруссия, говорят, бедная, там ничего не строят и денег больших нет. То, что кому-то кажется недостаточно комфортным для жизни и скромным, семьям Фахрулло и Саидбеков подошло бы отлично. Они бы быстренько приехали со своими женами, детьми и мешками с рисом — не бульбой же питаться, в самом деле. Но Белоруссия им такой возможности не предоставила.
В 2015 году в стране ввели закон о тунеядстве. Если человек не работает — он не получает льгот на проезд, бесплатного обслуживания в поликлиниках, детей не принимают в детский сад и не кормят бесплатно в школах. Льготы дадут, только если заплатить специальный налог.
Мигрантам такая жизненная философия неинтересна. В России они вполне могут обходиться без трудового договора. В Белоруссии семья без такого документа будет жить только на привезенном из Душанбе рисе. Ничего бесплатного нет.
Любому приезжему в Белоруссии нужна легальность. Въехать без визы иностранцы могут во всех аэропортах страны на срок до 30 дней. Дальше нужно получать разрешение на временное проживание или вид на жительство, опять же, объяснив, зачем ты приехал и чем намерен заниматься, то есть, без трудового договора не обойтись.
Самые дисциплинированные из мигрантов сказали: "Окей", оформили, всё, что требовалось и начали работать. Продавать овощи на рынках — любимое и привычное занятие. Но белорусам не понравилось.
В стране вышел закон о том, что иностранцы не могут делать наценку на продукцию выше 18% от государственной цены. Все продажи проводить по документам. Бизнес вести ловко, чтобы продать всё за две недели. Желающих торговать урюком стало значительно меньше.
Чтобы зацепиться в стране, выходцы из бывших союзных республик тогда стали жениться на местных гражданках. Но и тут потерпели фиаско. Президент Александр Лукашенко придумал свои правила:
Я не против любви, женитесь! Но докажите свою любовь.
Законы придумали такие: гражданство не автоматически после брака, а спустя 7 лет счастливой супружеской жизни. Дальше — больше: за это время в семье должны родиться двое детей. Новые порядки быстро отвадили заграничных женихов от белорусских красавиц.
Одновременно с этим, власти придумали, как остановить утечку своих кадров за границу, а также повысить рождаемость. Не за счет мигрантов, разумеется, в том и хитрость.
Все, кто желал покинуть страну в поисках заработка — в Европе, Прибалтике или России, тоже подходили под закон о тунеядстве. Не работаете в Беларуси — не получаете местную социалку. Кто-то уехал, но многие остались. Им — дополнительные бонусы.
Чтобы граждан страны было больше, семьям сделали скидки по ипотеке. Родилось трое — государство погашает 25%. Четверо — квартиру вообще дадут бесплатно.
Делать ставку на свой народ полезнее для демографии, чем на пришлый, уверен кандидат социологических наук Игорь Белобородов:
Миграция и демография — это вообще разные истории. И, честно говоря, эта апологетика миграции идёт не от учёных, она идёт от бизнес-лоббистов. Это выгодно застройщикам, это выгодно коррупционерам. Но, с точки зрения демографии, от этого никакого эффекта. Потому что здесь речь идёт о замещении одного населения другим, и никак не о рождаемости.
Кажется, у нас тоже стали что-то такое подозревать. Да и не в демографии одной уже дело. Брызжущий через край криминал от мигрантов стал последней каплей.
Поэтому приезжим из Таджикистана сейчас стало непросто. Даже в Россию не дают попасть. На казахстанской границе в сторону Оренбургской области образовался затор из автомобилей с таджикскими номерами, около 180 машин, примерно тысяча человек, среди них женщины с детьми. Проверяют документы, телефоны. Не встречают с распростертыми объятиями.
На фоне подобного холодного приёма МИД Таджикистана рекомендовал своим гражданам на время отказаться от поездок в Россию.