Найти тему

Как фрилансеру обезопасить себя от неадекватного клиента

Кроме работы в агентстве я уже больше 5 лет работаю с клиентами на фрилансе.

Кроме работы в агентстве я уже больше 5 лет работаю с клиентами на фрилансе.

Но я прекрасно понимаю боль начинающих специалистов - когда большие компании отказывают в сотрудничестве из-за недостатка опыта, а в чатах клиенты предлагают очень подозрительные условия из разряда: срочно нужен многорукий многоног (ага, раб читай) за 15 000 рублей, нужно владеть всем, делать классно и с первого раза. Ага, еще требование - быть на связи 24/7.

И полбеды, если такой клиент потреплет вам нервы. Дак еще и "кинет" Как такие кадры разглядеть на старте?

1. Внутренняя чуйка и black-листы рекламодателей
Оценить профиль компании и человека в соцсетях, рейтинг на специализированных площадках, адекватность общения и наличие негативных отзывов от сотрудников.

2. Договор
Его наличие дисциплинирует клиента - зафиксированные договоренности помогут
избежать недопониманий и конфликтов в будущем. Это может быть типовой договор на оказание услуг с самозанятым/ ИП/ физ.лицом. А лучше- обратитесь к юристу за шаблоном этого документа. Сюда же - сохраняйте переписку, документы.

Я тоже пару раз обжигалась на таком. От знакомого пришла владелица агентства недвижимости. На встрече мило поговорили, я стартовала без оплаты и договора (ну по рекомендации же!). Дама фонтанировала правками по поводу и без. И в определенный момент перестала отвечать вообще.

3. Договаривайтесь о предоплате (обычно 30-50 процентов от стоимости заказа). На этом этапе недобросовестные клиенты могут подключить манипуляции о "тестовой бесплатной работе", "проекте за отзыв", "задании, чтобы оценить ваши навыки и т.д".

Адекватный клиент ценит ваше и свое время - тестовые работы оплачиваются. Либо в рамках бесплатного пре-сейла вы предоставляете только часть/ концепт, без доработок, правок и т.д. Этого достаточно, чтобы оценить уровень специалиста.

Не отправляйте готовую работу до полной оплаты. Это поможет избежать ситуаций, когда клиент махнет ручкой после получения работы и ... забудет об оплате.

4. Составьте четкое техническое задание/ согласуйте референсы (примеры похожих проектов) до начала работы.

В противном случае, работа перейдет в режим "пальцем в небо", вымотает и вас, и заказчика.

5. Оговорите и зафиксируйте количество итераций (пакетов) с бесплатными правками. Да, их может быть много, но количество таких "подходов" будет лимитировано. В случае с дизайном и креативом бывает много субъективности и "вкусовщины" - подстрахуйтесь хорошим ТЗ и референсами (см. выше).

Финал:
Не бойтесь отказаться от заказа и вернуть предоплату, если коммуникация и проект зашли в тупик. Иногда лучше потерять деньги, чем репутацию и стабильную психику :))

А у вас случались трешовые ситуации с клиентами? Откроем перепись офигительных историй в комментах

А о том, как искать стажировку, если ты начинающий специалист, я
рассказывала здесь