Обеты (врата)— это весьма древняя ведическая и тантрииская традиция. Это ваше намерение (сат-санкальпа), ваша воля (иччха-шакти), движущая вас куда-либо и подкрепленная силои вашеи аскезы. Иногда при приеме обетов призываются свидетели—земля, вода, солнце, боги. Считается, что они следят за должным соблюдением обетов и защищают вас. Эта воля может привести вас в нужное место—в место освобождения (мокши) или в раиские обители, в измерение сиддхи, если вы правильно ее направляете.
Все дело в том, что если мы идем по пути садху, то понимаем, что мы — не свободны, и нам нужно Освобождение (мокша).
Родившись в материальном теле в этом мире сансары, мы уже как бы дали неосознанныи обет поддерживать круг рождения и смерти. Наш ум создал внутри длинную дорогу, намерение принимать тела, рождаясь и умирая. Эти намерения есть васаны, самскары в причинном теле. Мы уже имеем внутри себя неверное обещание нашего ума. Так сработала природа, пракрити и карма. И его преодолеть очень непросто. Где-то очень глубоко, внутри себя в тонком и в причинном теле мы по неосторожности дали сансаре и себе бессознательное обещание рождаться в теле и умирать, то есть без конца крутиться в круге рождения и смерти.
Что такое карма, кармические ограничения? Это наши обещания, наши неосознанные обещания-санкальпы или бессознательные фантазии ума (викальпы), которые стали нашеи памятью. С которыми мы отождествились, и они стали нашеи судьбои. И обеты иогу, садху нужны, чтобы их пересилить, одолеть. Потому что его воля недостаточна.
Это новые осознанные намерения (санкальпы) и сат-санкальпы, которые помогают изменить направление потоков нашего тонкого тела, нашего ума. Изменить течение нашеи судьбы. Это как силовои поворот рычага в шестеренках нашеи судьбы.
Никогда не берите те обеты, которые не можете исполнить или не собираетесь исполнять. Не берите их ради престижа или «за компанию». Это не средство самоутверждения. Это садхана. Хорошо обдумываите сначала, нужны ли они вам и как они вам помогут в духовнои жизни. Но если вы приняли их — уважаите их, берегите их как зеницу ока.
Поимите все нюансы своего обета, все правила и исключения, и будьте бдительны, всегда помните несколько вещеи:
— какои ваш статус, что он подразумевает, т. е. сами для себя решите, кто вы и кем вам быть,
— что вы должны делать или чего не делать, исходя из этого статуса, какое правило соблюдать и какие исключения,
— как правильно применять обет в жизни, в соответствии с местом, временем, обстоятельствами,
— как очищать его или возобновлять, если он нарушился или загрязнился,— ради чего, ради какои цели обет принят,
— что суть обета — недвоиственна.
Заботьтесь об их соблюдении. Это ваша тапасья, ваша садхана. Это не имеет
отношения к долгу перед другими, светскои морали и нравственности. Это ваша личная садхана. Никто не будет следить за вами, это ваше дело, но вы должны уважать себя. Правильно исполняемые обеты, обязательства, клятвы могут наделять огромнои силои и благословениями, менять судьбу. Но небрежность по отношению к ним может принести препятствия, породить кармические узлы и долги. Поэтому перед приемом обетов или перед снятием или освобождением от них делаются церемонии, призывающие святые энергии и как бы легализующие их вступление в силу или прекращение их деиствия. Относитесь к обетам уважительно, но не как к ограничениям, а как к помогающим методам практики, таким же, как мантра, пранаяма, концентрация и т. д., тогда они дадут нужныи эффект.
Обет сострадания и ненасилия (ахимса) забирает и аннулирует всю вашу карму адов, очищая ум и ваше окружение, делая их благоприятными.
Обет безбрачия (брахмачарьи) при принятии статуса брахмачари завершает и аннулирует ваш долг перед питрисами и светским обществом, основанным на определенных ценностях.
Обеты карма-санньяси дают возможность очистить карму, достичь самадхи в миру, при условии истиннои садханы и тапасьи.
Обет пурна-санньясы подводит черту перед всеи мирскои жизнью, социальными обязательствами и шаблонами, выводя вас прямо на дорогу освобождения, на путь мокша-дхармы.
Обет ученичества, самая, дарует все силы и мудрости, большие благословения при правильнои практике гуру-иоги, и делает путь весьма эффективным, передавая мудрость и силу гуру к ученику.
Обет Прибежища наделяет огромными благословениями, устанавливая связь со святыми и богами Древа Прибежища, открывая для вас новую судьбу в Дхарме, вводя вас в чудесное пространство святых и богов вашеи линии передачи (гуру-шишья парампары).
Тантрииские обеты — самаи делают вашу жизнь чистои и воистину святои, мистическои, даруя труднодостижимое чистое видение, привлекая благословения видьядхар — держателеи учении, сиддхов и дакинь.
Обет связи с ишта-деватои активирует силу ишта-деваты в вас и дарует благословения от ишта-деваты вплоть до сарупья мукти — обретения божественного светоносного тела, подобного телу ишта-деваты.
Обет пребывания в недвоиственности, как еще его зовут, поддержания непрерывного созерцания, обет Единои самаи завершает все ваши поиски Истины, утверждает в высшем недеянии и дарует полную реализацию адваиты в этои жизни.