Вторая половина XIX века и начало XX века — это период настоящих "полярных" соперничеств и авантюрных путешествий ведь на картах Арктики и Крайнего Севера оставалось ещё так много неизвестного с главной вожделенной целью — Северным полюсом.
И про одну историю, случившуюся в конце XIX столетия на севере Якутии с полярной экспедицией американского исследователя Де Лонга и его яхтой «Жанетта» хотел бы рассказать отдельно. Слишком много странностей и несостыковок. Но возможно, что это была просто череда просчётов, неверных решений и фатального стечения обстоятельств, которые в итоге и привели к драматичному финалу авантюрной экспедиции.
Кто же они?
Лейтенант Джордж Вашингтон Де Лонг (1844-1881) — американский мореплаватель, исследователь. Родился в Нью-Йорке в семье выходцев из Франции. С отличием окончил Военно-морскую академию США и стал блестящим кадровым морским офицером. Получил огромный опыт плаваний в тёплых морях, понимал специфику полярного мореходства. В 1873 году участвовал в поисках пропавшей экспедиции Чарльза Френсиса Холла в море Баффина и у берегов Гренландии. Одним словом. Ему было суждено возглавить экспедицию.
Джеймс Гордон Беннетт - младший (1844-1918) - американский издатель, наследник богатейшей семьи газетного магната, основателя самой читаемой газеты Америки той эпохи "Нью-Йорк Геральд", специализировавшейся на грязных сенсациях и скандалах. Как сейчас сказали бы - "таблоид" и "желтая пресса".
Некоторые могут заметить, что эта фамилия очень схожа с топонимом в Арктике. И будут правы, ибо так называется один из островов в группе Новосибирских островов и совсем неспроста.
Джеймс Беннетт был весьма эксцентричным персонажем, который прославился своими вызывающими поступками. Он мог спокойно сжечь пачку денег в камине или запросто купить весь ресторан только потому, что его любимый столик оказался занят. Но американскому миллионеру были не чужд дух авантюризма. Именно поэтому он и задумал снарядить и финансировать экспедицию на поиски Северного полюса. Тогда считалось, что это был большой массив суши, протянувшийся далеко на север и открытие новой земли сулило немало выгод. В том числе и для его основного газетного бизнеса.
Несмотря на то, что экспедиция финансировалась на частные средства, она проходила под эгидой Военно-морского флота Соединенных Штатов.
Отбор в команду экспедиции продолжался три года и через процедуру прошло свыше 1300 человек. Финальный список участников экспедиции состоял из 33 счастливчиков.
В команду кроме Де Лонга вошло ещё пять офицеров: инженер Мельвилль, лейтенанты Чипп и Даненовер, лоцман Денбар и врач Амблер.
Сохранилась служебная переписка по поводу подбора кандидатов между Де Лонгом и Чиппом:
Зачисляемые в экипаж должны быть:
"...холостые, совершенно здоровые, обладающие физической силой, умеющие читать и писать по-английски, непьющие, весёлые, первоклассные матросы, если можно музыканты, предпочтительно норвежцы, датчане и шведы. Избегайте англичан, шотландцев и ирландцев. Отказывайтесь совершенно от французов, итальянцев и испанцев..."
Деньги решают, но не всё
В 1876 году Беннетт приобрел в Англии паровую яхту "Пандора" с водоизмещением 420 тонн и машиной 200 л.с. Яхта была построена из дуба, способного сопротивляться сжатиям льда и над ватерлинией и ниже имелась ледовая обшивка из американского ясеня.
Де Лонг серьезно подошёл к переоборудованию судна для зимних условий. Каюты и другие помещения были приспособлены для зимовки. На случай высадки на льды на корабль были погружены в разобранном виде дом и переносная обсерватория. После завершения подготовки яхты её переименовали в "Жаннетту" в честь сестры Беннетта.
В 1879 году долгая подготовка к экспедиции наконец была завершена и "Жаннетта" готова была направиться на Север. Но сначала Де Лонгу предстояло пройти через Берингов пролив с целью поиска и выяснения судьбы экспедиции Норденшельда на судне "Вега". Он отправился в плавание из Атлантики в Тихий океан Северным Морским путём летом 1878 года и не подавал с тех пор о себе никаких известий.
Однако здесь была допущена первая роковая ошибка, которая сыграла свою роль два года спустя. На руках у Де Лонга оказались крайне неточные и схематичные карты этого сектора Арктики, побережья моря Лаптевых в районе дельты Лены и Новосибирских о-в. Хотя на тот момент это была достаточно изученная территория на которой активно велась промысловая и хозяйственная деятельность якутами, юкагирами, эвенами.
8 июля 1879 года "Жаннетта" под военно-морским флагом Соединенных Штатов Америки покинула теплые воды Сан-Франциско и взяла курс на Аляску.
На Аляске Де Лонг принял на борт эскимосских собак, сани, лодки. Собаки были нужны для финального этапа экспедиции, когда потребовалось бы высадиться на лёд и продолжить путешествие на собачьих упряжках. После этого «Жаннетта» пересекла Берингов пролив и 25 августа вошла в бухту Лаврентия на Чукотке. Здесь Де Лонг узнал, что яхта «Вега» экспедиции Норденшельда успешно перезимовала и уже направляется на юг к берегам Японии.
Догрузив запасы угля и остатки экспедиционного оборудования с вспомогательного парохода, «Жаннетта» двинулась на север. Но предварительно сделала остановку на мысе Дежнева и в Колючинской губе, где Де Лонгу подтвердили информацию об успешной зимовке Норденшельда.
Путь к Северному полюсу был открыт и можно было приступить к основной задаче экспедиции.
Стечение обстоятельств и ледяной капкан
Из Колючинской губы Чукотского моря Де Лонг вышел в направлении о. Врангеля 29 августа. А уже 6 сентября "Жаннетта" недалеко от о. Врангель была окружена плотным кольцом тяжелых льдов и попала в плен дрейфующих льдов. 9 сентября в результате напора льда «Жаннетта» получила крен до 9 градусов на правый борт.
Из этого плена яхте уже было не суждено выбраться. Затертое льдами судно медленно дрейфовало в холодных водах Северного Ледовитого океана на северо-запад почти 21 месяц. Первая зимовка была во льдах у о. Вранегеля, а наступившее лето не принесло облегчения команде. Стало понятно, что вопрос с достижением Северного полюса уже не стоит и теперь основная задача — это выжить.
Благодаря самому серьезному отбору членов команды среди кадровых морских офицеров и самых опытных и смелых моряков того времени, удалось без потерь выдержать и первую и вторую зимовку в тяжелых паковых льдах. Помимо круглосуточной борьбы за выживание судна, команда вела метеорологические и магнитные наблюдения.
Шансы выйти дрейфом в Атлантический океан, становились призрачными по мере дрейфа в высокие широты.
После второй зимовки яхту вынесло уже далеко в высокие широты к неизвестным и не нанесенным на карту островам, которые назвали островами Жаннетты и Генриетты.
А 12 июня 1871 года судно получило уже 30 градусный крен на 77° 15′ северной широты и 154°59′ восточной долготы недалеко от о. Генриетты и через несколько часов яхта "Жаннетта" окончательно не была раздавлена тяжелыми льдами.
Команда заблаговременно выгрузила на лед необходимое продовольствие, лодки, инструменты, одежду и снаряжение для путешествия по льду в направлении побережья Якутии.
За время дрейфа команда не потеряла ни одного человека и только один офицер заболел тяжелой глазной болезнью и был вынужден все время находиться в каюте.
Лейтант Де Лонг принял решение пройти на собаках по дрейфующим льдам на юг вдоль Новосибирских островов до кромки льда, а затем на лодках достичь устья Лены и добраться до населенных мест Якутии.
У команды осталось пять саней, три шлюпки и 22 собаки, а запас продовольствия был на 60 дней.
Команде Де Лонга предстояло преодолеть около 600 морских миль до побережья.
Роковая ошибка
Изнурительный поход на санях и собачьих упряжках продолжался почти два месяца. Но дрейфующие льдины отнесли моряков на 77° 42' северной широты. В какой - то момент путешественники оказались даже на 50 км севернее места гибели шхуны "Жаннетта". Несмотря на то, что экспедиция, напрягая все силы, стремилась достичь берегов Сибири, льды сводили на нет усилия моряков.
Через пять недель похода команде Де Лонга удалось достичь неизвестного большого острова. Открытие назвали островом Беннетта. Экспедиция пробыла здесь около недели, проводя ряд исследований и наблюдений. Перед тем как выйти дальше на юг в сторону Новосибирских островов, Де Лонг оставил записку о пройденном пути и предстоящих планах.
В этих широтах стало больше открытой воды и в ход пошли шлюпки для преодоления разводий между льдами. Ещё около месяца потребовалось команде, чтобы выйти к открытой воде и взять курс на устье Лены. Команда разделилась на три шлюпки. В первой шлюпкой под командованием Де Лонга оказалось 11 человек, во второй лодке с лейтенантом Чиппом - 8 человек, а в третьей с лейтенантом Мельвиллем - 12 человек.
Начались шторма, и в один из штормов 12 сентября три шлюпки оказались рассеяны в открытом море.
Судьба членов экипажа лодки лейтенанта Чиппа осталась неизвестной. Никаких следов лодки так и не было обнаружено после шторма. Членам лодки под командование лейтенанта Мелвиллу повезло значительно больше. Его шлюпка 14 сентября достигла восточной части дельты Лены и там путешественники вышли к промысловой избе местных жителей, где их и обнаружили через несколько дней местные якуты. После этого команду Мелвилла доставили на якутское становище и через несколько недель они добрались до посёлка недалеко от современного Тикси.
А вот судьба начальника экспедиции Джорджа Де Лонга и команды в его шлюпке оказалась куда печальней.
Де-Лонг со своими товарищами высадился на пустынный берег в западной части дельте Лены и направился на юг, где как он считал есть местные жители.
Но на десятки и сотни километров вокруг не было ничего, даже промысловых изб и зимовий.
Если бы у Де Лонга были бы не схематичные карты, то он пошёл бы не на юг, а на юго-восток к Булуну.
Но Де Лонг не знал, что на юг никого нет на многие сотни километров и совершил роковую ошибку. Почему же при столь тщательной подготовке к экспедиции американцы не озаботились точными картами побережья Якутии, которые уже были на руках у исследователей?
Всё это отражено в его дневниках, которые были найдены спустя полгода после гибели группы:
29 октября, суббота, 139-й день. Ночью скончался Дресслер.
30 октября, воскресенье, 140-й день. Ночью скончались Бойд и Гертц. Умирает Коллинс…"
Дневник и карандаш через 144 дня были найдены около его тела.
В октябре в этих широтах Якутии уже бушуют метели и лютые морозы. Люди просто замерзли и были крайне истощены. А лейтенант Де Лонг ушёл из жизни последним - как и полагается настоящему командиру.
Остается вопрос, почему сразу же в середине сентября до наступления холодов Мельвилль не вышел с местными жителями на поиск группы Де Лонга? Группа Де Лонга продержалась почти полтора месяца в попытках пройти на юг. Почему ждали почти два месяца?
Лишь в марте 1882 года Мельвилль и его поисковая экспедиция с местными жителями нашли последний лагерь Де Лонга и членов экспедиции, что были с ним в лодке. Рядом с телом Де-Лонга лежал его дневник, который он вёл до конца.
Лагерь был найден в примерно в полутора сотнях километрах от побережья недалеко от известного ныне острова Столб.
Мельвилль захоронил членов команды и Де Лонга на горе, которая сейчас носит название Америка Хая.
Через два года в 1883 году тела погибших отправили в США, но памятный крест и название горы так и осталось.
Мельвилль пытался прояснить судьбу членов команды из шлюпки лейтенанта Чиппа, но безуспешно. Никаких следов найдено не было.
Таким образом в Соединенные Штаты из 33 участников экспедиции вернулось только 13, а остальные завершили свой путь на русской земле.
Американское правительство высоко оценило вклад местных жителей в дело спасения членов экспедиции Де Лонга и даже наградило их какими-то наградами.
А ещё через несколько лет датчане сообщили, что у берегов Гренландии были найдены обломки разбитого судна. Среди них была матросская шапку, бумага с подписью Де-Лонга и ряд предметов, свидетельствоващих об принадлежности
к погибшей "Жаннетте".
Мы в ходе экспедиции "Россия 360" также побывали в этих местах и решили напомнить об этой истории. Ведь американцы открыли несколько ранее неизвестных островов в нашем секторе Арктике, в том числе и остров Беннетта. И теперь это наша земля! Туда много кто хочет попасть, но как и полтора столетия назад - это весьма непросто.
А ещё остров Беннетта известен тем, что в 1903 году там были найдены последние записи и следы пребывания экспедиции шхуны Заря и барона Толля. Но это совершенно другая история....
Подписывайтесь на мой телеграм - канал, там самые интересные и свежие новости из путешествий!