Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

На фронте не был

Сергей Химочка

Фото из Интернета
Фото из Интернета

У Олега с супругой Ольгой дела складывались благоприятно:  они успешно окончили медицинский институт,  получили дипломы, он-хирурга, она-терапевта.
Прибыв по распределению в сельский район, сразу же заселились в двухкомнатную квартиру. Руководство района выполнило свое обещание:
     - Приедете, квартиру гарантируем!

     Жилье оказалась просторным, ленинградской планировки, как уверял главврач. Теперь нужно думать, как его обустроить и после этого можно будет заводить ребенка.

     А пока они являлись обладателями кровати, кухонного стола со стульями и телевизора. Все это было  приобретено на подъемные, которые выдавали выпускникам института, явившимся  по месту распределения. Родители тоже помогли немного деньгами,  как могли.

     А нужно еще было пошить шторы на окна, купить ковер на пол, трюмо, шкафы для одежды и для посуды, книжный шкаф, может даже и не один, потому что книг  очень много и они стопками лежали на полу. Да и по мелочи кое-что, как, например, только что приобретенную вешалку.

     - Пойду к соседям, попрошу инструмент, чтобы прикрепить эту радость и, заодно, познакомлюсь, - сообщил жене Олег.

     На площадке напротив дверь открыла женщина пенсионного возраста. Олег представился и спросил, есть ли в доме мужчина.

     - Есть мужчина, есть моя опора и поддержка, - с улыбкой ответила соседка, - сейчас я его позову. Да, забыла сказать, меня зовут Анна Игнатьевна, а супруга кличут Иваном Яковлевичем. Фамилия наша Борзовы.
     - Я сам представлюсь, - послышался мужской голос и из комнаты вышел мужчина   среднего роста, крепкого телосложения, видимо, бывший брюнет, а сейчас обладатель седого, торчащего ежиком волоса. Удивительные голубые глаза смотрели внимательно и приветливо. Было заметно, что он прихрамывал на одну ногу.
     - Здравствуйте, Олег Николаевич! Моя супруга уже сказала, как меня называть, а я о вас уже знаю кое-что. Ведь здесь село, молва быстро распространяется. Тем более, приезда таких специалистов давно ждали в районе, у нас не хватает врачей, а хирурга уже почти полгода  нет вообще. Да что мы стоим в коридоре, проходите на кухню, сейчас Аня чайку поставит, а вы сходите за хозяйкой, посидим.
     - Большое спасибо, мне очень приятно, но, видите ли, мы обустраиваемся и я  пришел попросить у вас кое какой инструмент, коим  еще не обзавелся.
     - Давайте так договоримся, - с улыбкой сказал Иван Яковлевич, а она у него была открытой и доброжелательной, - сейчас я дам инструмент, а вы пообещаете, что завтра придете к нам на пироги.  Договорились?

     Хозяин вынес из кладовки молоток, плоскогубцы и отвертку. Все это было в магазинной упаковке,

     - Это я вам дарю к новоселью, мне на юбилей два одинаковых набора преподнесли, а дрель сейчас вынесу.

     Олег поблагодарил за такое внимание к себе.

     - Значит, до завтрашнего ужина!
     - Иван Яковлевич, вы же понимаете, что не все от меня зависит, есть еще две причины: в любой момент могут вызвать на операцию.
     - А второй фактор?
     - Супруга. Не знаю ее планов, но она тоже может быть на работе. Да, у нее, по-моему, завтра дежурство.
     - Хорошо, хорошо! Поступим так:  как у вас выдастся свободный вечер, так мы вас и ждем.

     На том и договорились.

     Свободный вечер выдался недели через две. Анна Игнатьевна напекла пирогов на выбор: с картошкой, морковью, и любимых Олегом - с  капустой. Хозяин поставил на стол бутылку вина.

     - Так совпало, что у нас сегодня еще и праздник –  юбилей  нашей свадьбы. Ровно сорок пять лет назад она осчастливила меня: стала моей женой.

     Хозяин разлил вино по фужерам. – Мы и вам  желаем тоже прожить в ладу и согласии всю вашу совместную жизнь.

     После того как выпили  и отведали по паре пирожков, разговор пошел о жизни. Старики поинтересовались, где ребята жили до поступления в институт, кто их родители, останутся ли молодые специалисты в районе после прохождения обязательной двухгодичной отработки.

     Молодым, в свою очередь было любопытно знать, где и кем работали их старшие соседи, есть ли у них дети. Да и профессиональные вопросы возникали по поводу здоровья.

     Говорил больше Иван Яковлевич, а  хозяйка,  между тем, предлагала налегать на пирожки.

     - Мы с Аней всю жизнь землице посвятили: я агроном, Аня-экономист. Работали в колхозе, затем в совхозах. Я в войну трудился механизатором, со временем дорос до директора крупного совхоза. Последние два года перед пенсией возглавлял газовое хозяйство. Уже пять лет на заслуженном отдыхе.
     - А на фронте не были из-за увечья? Простите за столь откровенный вопрос, - поинтересовалась Ольга.

     Пенсионер хотел что - то сказать, но остановился на полуслове, чуть задумался, затем выдавил:

     - Я не был на фронте, - и добавил, - из-за болезни.

     Видно было, что эта тема ему была не по душе. Больше к ней не возвращались.

     В комнате висели крупные фотографии в рамках. На одной из них был запечатлен улыбающийся  подполковник-летчик с русыми волосами и, естественно, короткой стрижкой.

     «По возрасту вроде как должен быть сыном, но он нисколько не похож на родителей. Наверное зять», - подумала Ольга,- «а молодая женщина с двумя ребятишками, скорее всего дочь».

     - Ваши родные?- указав на фотографию, поинтересовалась она.
     - Да, военный летчик-это сын, он сейчас учится в академии, а это дочь с внуками. За сына очень переживали, он не вылезал с горячих точек. Последнее место службы – Афганистан. Мать молилась за него, а по ночам плакала.  В академию прямо с Афганистана поступил. Награды есть. Конечно, с такой службой  редко навещает стариков, но в этом году обещал, что будет точно. Там, в академии, тоже каникулы есть, как я понял.

     А вот внуки, сыновья дочери, на каникулы всегда приезжают погостить. С ними в лес ходим по грибы, любят со мною на рыбалку ездить на моем стареньком «Москвиче». Мы тоже к ним со старухой в Ленинград в гости ездили. Полюбовались городом, походили по музеям, паркам. Аня, конечно, достала. Ей еще и по магазинам надо, хотя покупать ничего не собирались особо. Но, женщины  есть женщины, у них магазин приравнивается к музею. Снабжение, конечно, не то, что у нас на Алтае: там можно все купить, чего душа желает.  Да что я о себе, да о себе. Давайте выпьем за вас, молодых, чтобы все, чему вы научились в институте, помогало лечить людей. Успехов вам в работе!

     Жизнь у Олега и Ольги била ключом: прием больных, операции, дежурства, налаживание быта, новые знакомства. На отдых времени не было, даже в выходные.
Вот и в этот день, в воскресенье, Олега привезла «скорая» по завершению сложной операции домой.  Он вышел из машины и присел на лавочку у подъезда. Погода радовала: пригревало солнышко, деревья распускали листву, кругом  чисто после проведенных субботников и хотелось посидеть и подышать свежим майским воздухом. Был родительский день. Народ шел  семьями, многие с сумками, на кладбище-поминать родных и близких. Поздоровавшись с Олегом на погост пошли и соседи-пенсионеры.

     Через полчаса, когда Олег уже собрался заходить в дом, его окликнул пожилой мужчина. Он был высок и строен, со светлыми волосами с пробором и Олегу показалось, что он сильно похож на известного артиста Николая Олялина из фильма «Освобождение». На нем ладно сидел   темно-синий костюм и светлая рубашка с галстуком. На левой стороне костюма в несколько рядов красовались наградные колодки. В руках мужчина держал кожаный портфель темно-вишневого цвета.

     «Видимо, бывший военный»,- подумал Олег.

     - Молодой человек! - обратился к нему незнакомец, - добрый день! Как я понял по табличке это дом номер двадцать восемь. И в этом доме проживает один замечательный человек, которого я не видел уже почти двадцать лет.
     - Здравствуйте! Здесь проживает много замечательных человеков, а кто вас конкретно интересует?-с улыбкой поинтересовался Олег.
     - Я хочу знать, в какой квартире проживает мой давнишний боевой друг Иван Яковлевич Борзов.
     - Иван Яковлевич проживает на первом этаже, но его сейчас нет дома, они с Анной Игнатьевной на погост пошли. Можете пройти к нам и подождать его. С дороги и чайку попьете.
     - Нет, спасибо! Я подожду здесь. Не беспокойтесь, пожалуйста. Да, - он на секунду замешкался, -скажите, как здоровье Ивана Яковлевича и его супруги?
     - По возрасту, особо не жалуются. А, если честно, вообще не жалуются, хотя я видел у них лежащие на столе  таблетки.  А могли бы и обратиться,  ведь мы с супругой врачи. А Иван Яковлевич, хоть и прихрамывает, но много двигается.
     - Прихрамывает? – Да, досталось ему.

     Олег, которому как-то неудобно было оставлять одного человека на улице, решил задержаться и поддержать разговор. Тем более, его заинтересовала фраза незнакомца о том, что Иван Яковлевич является ему боевым другом, а Борзов говорил, что на фронте не был.

     - А, вы, извините, кем приходитесь нашему соседу?
     - Ну, коли такой разговор пошел, я должен отвечать. Меня звать Александром Сергеевичем, я бывший военный, полковник в отставке. Кем я прихожусь Ване, я уже говорил, - другом. А вот его я называю своим спасителем. Если бы не он, меня бы наверняка не было в живых.
     - Несчастный случай на работе?
     - Александр Сергеевич усмехнулся, - Для меня, может быть, и на работе, так как я кадровый военный, а вот Ваня только прошел военную подготовку и такое случилось.

     Олег понимал, что неприлично лезть с вопросами к человеку, с которым познакомился всего лишь пять минут назад, но любопытство взяло верх.

     - Военную подготовку? Но, Иван Яковлевич говорил, что ему не пришлось воевать. Я думал, что это из-за его хромоты.
     - Я понял, что вы с моим другом поддерживаете хорошие соседские отношения  и мне хотелось, чтобы вы знали, какой это замечательный человек.
     - Мы с женой в этом убедились.
     - Наверное, вы не все знаете о нем. Это удивительный человек. Когда то после окончания  техникума они с Аней поженились, а через некоторое время началась война. Мужчины уходили на фронт, а вот Ивану выдали бронь и сказали, чтобы он работал в сельском хозяйстве, поручив ему, считай пацану, руководить колхозом. Его возражения никто не принял. Молодой директор переживал, что его одноклассники, друзья и одногодки воюют, а он здесь, в глубоком тылу пашет землю. После того как он пригрозил военкому, если его не призовут, то убежит на фронт, потому что сгорает от стыда, находясь в тылу, комиссар лишь развел руками и сослался на первого секретаря райкома партии:

      «Если он даст добро, повестку тебе вручить недолго».

     - Не знаю, как удалось Ивану убедить первого, но своего он добился: его направили в запасной полк под  Молотов,  сейчас это Пермь, где он попал в приемник, там прошел карантин, проверку документов и медосвидетельствование,  и был зачислен на спецкурс по подготовке младшего командного состава. Я познакомился с ним, когда приехал туда из части в командировку по службе и заодно должен был забрать и сопровождать вместе с представителями учебного лагеря выпускников. Мы были с Ваней вместе всего пять дней, пока ехали в воинском эшелоне на фронт. Между нами установились дружеские отношения: он много рассказывал о себе, Ане,  о  том, как учился и работал, о своем погибшем друге, сына которого он потом, уже после войны,  разыскал в одном из детских домов и усыновил. Мама мальчика умерла от неизвестной болезни.

     - Сын - летчик?
     - Да, уже подполковник.

«Вот почему мужчина на портрете не похож на Борзовых», - подумал Олег.

     - А еще, что нас объединило с Ваней, так это одна родина-Сибирь. Он с Алтая, а я из Новосибирской области. Мы говорили с ним о нашей природе, памятных  местах. Даже нашлись общие знакомые: с одним моим другом Иван учился в сельхозтехникуме. Я бывал часто в командировках в Барнауле как военпред на заводах, проезжал край по пути в Горный Алтай на Телецкое озеро в период отдыха в отпуске. Одним словом, поговорить  было о чем.

     Трагедия разыгралась на пути следования эшелона. Внезапно налетели фашистские самолеты, сбрасывая бомбы и расстреливая из пулеметов выскакивающих из вагонов бойцов. Солдаты, спасаясь от обстрела, кинулись врассыпную. Мы с Ваней рванули к ближайшему леску, думая в нем укрыться. Недалеко от нас  раздался взрыв и я почувствовал, как Ваня рывком повалил меня на землю и упал на меня сверху.

     Буквально через пару минут, которые показались вечностью, послышался гул наших самолетов, от которых немцы дали деру.

     Иван продолжал лежать на мне. Я осторожно освободился от него и оторопел-он был весь в крови: нога  раздроблена от осколков, а один из осколков, как потом установили врачи, застрял в легких.

     Я на руках донес его до эшелона, где уже суетились санитары. Его погрузили вместе с другими тяжелоранеными  на машину и повезли в ближайшую больницу.
Вот так Ваня спас мне жизнь, ценой собственного тяжелого ранения, после которого его комиссовали.

     Вот и решайте, воевал Иван Борзов или нет. За свой поступок, героический поступок, он награжден орденом Красной звезды, который тогда вручали только за участие в боевых действиях. Кстати, у него еще есть орден и медали за труд.
Сегодня будет наша вторая встреча. Первый раз мы увиделись после войны двадцать лет назад.

     Александр Сергеевич замолчал, затем украдкой хотел вытереть ладонью предательски навернувшиеся слезы. Потом достал платочек и,  уже, не скрываясь, промокнул им глаза.

     - Нервы не в порядке.

     Так незаметно они проговорили много времени. Олег узнал, что Александр Сергеевич по настоянию врачей проходит лечение как он сказал «грязями» от радикулита на озере Яровом, а это всего лишь чуть больше ста километров отсюда.

     - Ну, как не найти время и не заехать к другу!

     Ветеран поднял голову, взглянул в сторону пешеходного тротуара и Олег увидел, как изменилось  его лицо.   На нем  появилась  радостная улыбка, он вскочил, вскинул руки и  с криком «Ваня!» быстро двинулся навстречу  идущему домой другу.

     Олег, чтобы не смущать мужчин, пошел домой. «Вот тебе и «Не был на фронте», - подумал он, вспоминая слова Ивана Яковлевича.

На фронте не был (Сергей Химочка) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Химочка | Литературный салон "Авиатор" | Дзен