Я живу в Аргентине уже полтора года. И писал вам об этой стране разное - и хорошее, и плохое. Но всегда правду, от первого лица, а не по слухам в стиле "одна бабка сказала". И я хочу, чтобы вы моими глазами могли максимально объективно и наглядно оценить, как на самом деле живет эта большая страна на краю Земли.
И почему она продолжает страдать от потрясений, бедности и прочих проблем.
Приведу свежий пример. Вчера я хотел сделать на завтрак омлет с авокадо. Заказал через онлайн-приложение авокадо и до кучи пару других товаров. Привезли всё кроме авокадо. И фиг с ним, что мне пришлось есть пустой омлет, но вот как ответила служба доставки на мой вопрос о возврате разницы за не доставленный продукт:
Типа, сорян, чувак, мы заказанный товар не привезли, но деньги не вернём. Расслабься и хорошего дня!
Моя подруга так же на днях заказала корм для собаки - три килограмма. Привезли пачку в один килограмм. На ее справедливое возмущение и просьбу вернуть разницу в стоимости поддержка ответила один-в-один как мне.
Причем, это не какие-то разовые истории. Для Аргентины это обычная практика. И эти вот примеры олицетворяют отношение аргентинцев к своей работе в целом, к своим клиентам, к собственной репутации.
Всё, что касается сервиса и прав потребителей в Аргентине - это одна большая боль. Я постоянно вам об этом рассказываю - и про такси, и про супермаркеты, и про рестораны, и про отели. Разгильдяйство и чудовищная некомпетентность здесь - не какие-то слова-ругательства, а просто особенности национального менталитета. Причем сами же аргентинцы это подтверждают.
Вот такую вкусную клубнику продают в местном большом супермаркете. Недешево причём - 590 руб за кило. И вместо того чтобы позвать менеджера, администратора и ткнуть его лицом в это гнильё, аргентинцы невозмутимо копошатся в коробках, выбирая не заплесневелые ягоды.
Ну, если аргентинцам пофиг, пришлось мне устраивать скандал. На следующий день мне перезвонил директор магазина. Тысячу раз извинялся, сославшись на "некомпетентность" работников овощного отдела - типа, они новички и не знают, что нужно контролировать состояние товара. Пообещал, что больше никакой просрочки, тухлятины и плесени не будет. И пригласил меня прийти в любой день в гипермаркет и пройтись вместе с ним по всему магазину с инспекцией на предмет качества продуктов, которые там продаются.
И если когда-нибудь меня спросят: "А что полезного ты сделал для этой страны?", я отвечу, что буквально спасал жизни населения. Потому что плесень - это смертельная опасность.
И поэтому я с таким желанием поддерживаю все локальные бизнесы, которые открывают здесь россияне. Да, мы избалованы хорошим сервисом - от доставок до ноготочков. Но самое важное, что этот уровень российские иммигранты продолжают поддерживать и здесь. И как бы громко это ни звучало, наши оказывают положительное влияние на аргентинский бизнес, показывают ему как НАДО работать. И если у потребителя появляется выбор, он всегда будет голосовать рублём, то есть песо, за качество и за сервис.
Все ищут причины плачевного состояния аргентинский экономики в каких-то сложных глобальных процессах. Но, скажите мне, возможна ли процветающая экономика в стране, где лень, необязательность и «так сойдёт» - норма жизни?
У аргентинских товаров говённое качество ровно потому, что залогом высококачественного продукта являются усердие, высокая квалификация работников и конкурентная среда, которых здесь нет. Как может производство быть эффективным, если никто на уровне менталитета не хочет и не спешит работать? Если общество взращено на бесконечных праздниках и выходных днях, которых едва ли не больше чем рабочих? На то, что китаец сделает за час, аргентинцу нужно три дня.
Смогли бы аргентинские товары конкурировать по цене и качеству, если бы в стране был свободный рынок? Конечно, нет. Поэтому здесь десятилетиями действуют ограничения на импорт и заградительные ввозные пошлины. И поэтому айфон здесь стоит $4000, макароны Barilla в 10 раз дороже местных производителей, а Zara считается премиальным брендом.
И выхода из этой ситуации, как ни прискорбно это констатировать, я не вижу. Ну откроет президент Милей страну для западных производителей - местные компании массово обанкротятся, люди потеряют работу и наступит коллапс.
Как раз на днях на Нетфликсе вышел свежий аргентинский фильм "Покойся с миром". Он на примере главного героя показывает, как открывшийся дешевый импорт в страну в начале 90-х рушил местный бизнес и судьбы простых людей. И эта история может повториться снова - в многострадальной Аргентине многие процессы цикличны.
"И что же делать?" - спросите вы. Да просто жить. Понимая, что это Аргентина. И она вот такая. У каждой страны, мне кажется, есть своя планка, которую не перепрыгнуть.