Что же друзья мои, мы начинаем исследовать тему сна в искусстве. Не так давно у меня была небольшая лекция об этом,но по вашим просьбам мы углубимся в нее и добавим размышлений и фактов, которых не было на нашей оффлайн встрече. Ещё бы, что такое один час для такой безграничной темы? Мне все еще монтируют видео, но поверьте ваше терпение будет вознаграждено сполна! Как только смогу, то сразу же выложу на ютуб и сюда, чтобы вы смогли смотреть и наслаждаться, у нас впервые было ОЧЕНЬ МНОГО техники, но закончим говорить о том, что будет и перейдем к теме нашего разговора
Начнем мы сегодня с введения и поговорим: что такое сон и как его воспринимали в искусстве. Тоже не слишком объемно, ведь это может быть темой научной диссертации, а не научпоп статьи в интернете, ведь так?)
А после мы поговорим с вами о первой картине, с которой начиналась лекция на Библионочи 2024 в Пороховской библиотеке. А если быть совсем точными, мы будем говорить про историю создания текста, кто, когда и где его создал, какое влияние история видений рыцаря имела на европейское искусство и немного дополнительных иллюстративных материалов на эту тему.
Что такое сны?
Как их можно толковать?
Этими вопросами человечество, так или иначе, задавалось на протяжении всего своего существования. В зависимости от эпохи и культуры ответы давались разные, но, тем не менее, всех их объединяет понимание того, что сновидения очень тесно связаны с понятием нарратива (хотя точная природа этой связи до конца не ясна). У этой связи есть множество проявлений, которые можно разделить на три условных вида: использование онейрического мотива в нарративных искусствах (литература, кино); культура пересказа и записи снов; наконец, сами сновидения рассказывают истории.
Сны являются уникальным и загадочным феноменом, который привлекает внимание многих людей, включая художников и писателей. Сновидения представляют собой мир, где реальность смешивается с фантазией, где невозможное становится возможным. Они позволяют нам окунуться в другую реальность, где нет ограничений и правил.
Для художников сновидения являются источником вдохновения. Во время сна наш разум свободен от ограничений, что позволяет нам видеть мир иначе. В сновидениях мы можем увидеть невероятные образы, яркие краски и необычные формы, которые могут стать идеей для произведения искусства.
Сны в культуре
В большинстве культур сны были в первую очередь явлением духовным и визионерским. Считалось, что у всех снов есть более или менее тайный смысл, который необходимо правильно считывать, а иногда и использовать как руководство к действию. Подтверждения этому можно найти в библейских и древнегреческих текстах. В «Илиаде» Гомера Онирос — бог вещих и лживых сновидений — во время Троянской войны под видом Нестора является к Агамемнону во сне, что явно отсылает к греческой идее олицетворённых снов. Однако в «Одиссее» Гомер уже представляет сны как истинные или ложные повествования о будущих событиях. В Библии же наиболее распространенная форма сновидений, скорее, дискурсивная (в форме «Бог обратился к нему во сне»), однако, например, сон Иакова о лестнице (об этом мы будем говорить в других статьях) — скорее, бытовой опыт, хотя и содержащий в себе определённый символизм, хотя на этот счет есть несколько диаметрально противоположных мнений. Такое слияние эмпирических и символических концепций сновидения не так удивительно, как может показаться, поскольку с религиозной точки зрения реальность наполнена смыслом, а сны вписываются в эту модель опыта как повествовательный медиум, транслирующий смысл.
На протяжении веков художники, ищущие вдохновения, погружались в сны - те странные, порой экстрасенсорные видения, рождающиеся во сне, где сила реальности ослабевает.
Философы, поэты и психоаналитики пытаются понять, что же происходит с человеком, когда он засыпает. Ну а мы с вами окунемся в мир снов, которые остались на предметах искусства.
И начнем мы с последователей Иеронима Босха и их картины «Видение Тундала» — это картина, которая приписывается мастерской Иеронима Босха.
И Странствия Тнугдала по загробному миру: миниатюры Симона Мармиона из манускрипта «Видения рыцаря Тнугдала*», 1475
- в других источниках имя рыцаря транскрибируется как Тнугдал.
А можно как-то покороче? Можно!
Сюжет полотна вдохновлен текстом XII века (Высокое Средневековье). Эпоха расцвета христианских королевств и рыцарской чести. Период пламенной веры и бескомпромиссной борьбы с еретиками. Время грешников и святых.
Главный герой — рыцарь Тундал, который вёл неправедную жизнь. Ангел показал ему, что ждёт в аду грешников. Три дня рыцарь странствовал там, а после этого вернулся на землю и стал вести добродетельную жизнь.
Тексты были столь популярными в Средние века, что послужили важнейшим источником вдохновения для «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Текст, описывающий видение Тнугдала ( я специально буду писать в разных транскрипциях, чтобы вы, увидев где-то это имя смогли вспомнить что за герой перед вами), появился в XII веке, и в течение Средних Веков был переведен на 15 языков. Исходный латинский текст был записан вскоре после 1149 года неким братом Марком в монастыре святого Иакова в Регенсбурге, в Германии. Брат Марк утверждает, что свой рассказ он перевел с ирландского по просьбе аббата своего монастыря. «Видение Тнугдала» пользовалось столь большой популярностью потому, что там давался наиболее полный и детальный отчет о загробном мире. Тнугдала превзошел только Данте (который вполне мог быть знаком с этим произведением). На русский язык исходное произведение полностью НЕ ПЕРЕВОДИЛОСЬ, мы можем найти лишь частичные и довольно краткие выжимки из основного текста.
А если чуть-чуть больше фактов? Можно и так =)
Текст брата Марка начинается с короткого описания Ирландии — и отсюда видно, что он рассчитан на аудиторию, которая могла и слыхом не слыхивать о далеком острове. Регенсбургское аббатство было одним из так называемых «Schottenkloester», то есть сети ирландских бенедиктинских монастырей в Южной Германии, и его насельниками были исключительно ирландцы. В 1112 году аббатство святого Иакова получило хартию от императора Генриха V, но присутствие ирландских монахов было засвидетельствовано в городе еще раньше. Так, около 1089 года они получили привилегию защиты от императора Генриха IV, а палеографические данные подтверждают, что ирландцы, скорее всего, жили в городе уже в 1060-х годах.
Автор уверяет читателя, что свои сведения он получил непосредственно от визионера, молодого человека благородного происхождения, Тнугдала, когда ездил в Ирландию. Вернувшись в Регенсбург, он рассказал эту историю аббатиссе монастыря святого Павла, и та попросила перевести ее «de barbarico in Latinum», то есть с варварского ирландского на латынь.
В отличие от многих других визионеров Тнугдал однозначно является грешником. Его обвиняют во всех смертных грехах и в предательстве. Он активно давал деньги в рост. В один прекрасный день этот отъявленный негодяй отправился к некоему человеку, который должен был ему деньги за лошадей. Тот заплатить ему не смог, но подписал новое долговое обязательство и усадил обедать. Во время этого обеда Тнугдал почувствовал себя очень плохо и упал без чувств. Его уже было приняли за мертвого, но заметили, что хотя он весь холоден как камень, все же некоторое тепло сохраняется с левой части тела рыцаря, в районе головной вены. Тогда его оставляют в покое, и через три дня он снова приходит в себя.
Оказывается, что пока Тнугдал лежал без чувств, душа его покинула тело и оказалась в угрюмом темном месте. Он думал, что умер, и был страшно напуган. Перед ним появилось огромное количество духов, заполнивших дом, двор, улицы города — они пели о том, что он умер и теперь станет пищей для неугасимого огня. Они раздирали себе щеки когтями и издевательски предлагали внимательно посмотреть на них, ведь они его товарищи по аду. Тнугдал рыдал и не знал, что делать, и вдруг перед ним появился его ангел-хранитель и упрекнул рыцаря в том, что тот не замечал его всю свою жизнь. Тнугдал выразил свое глубокое раскаяние, и они отправились в путешествие по загробному миру, причем ангел предупредил Тнугдала о том, что по великой милости Господней тот вернется в свое тело, правда, ему придется немного пострадать по дороге.
Все путешествие ангела и Тнугдала Поделено в видении на 10 «пассусов», то есть шагов, и 7 «гаудий», то есть радостей.
А вот еще дополнительная иллюстрация кошмарных видений.
Странствия Тнугдала по загробному миру: миниатюры Симона Мармиона из манускрипта «Видения рыцаря Тнугдала», 1475
В 6-м шаге они подходят к огромному озеру, в котором кишмя кишат жуткие чудовища, изрыгающие огонь. Через озеро ведет длинный, в две мили, мост шириной всего с ладонь. Более того, он весь утыкан острыми железными шипами, и по этому мосту Тнугдалу необходимо перейти, чтобы продолжить свое путешествие. Ему надо перейти мост не одному, а с коровой, которую он когда-то украл у своего соседа. Услышав об этом, Тнугдал пытается вывернуться и говорит ангелу: «Да разве я не вернул эту корову?» — «Как же, — отвечает ангел, — вернул. Но только когда не сумел спрятать». Итак, с огромными трудностями, только благодаря искреннему покаянию и оплакиванию своих грехов, Тнугдал пересекает мост, и на той стороне ангел сообщает, что его ждет следующее мучение, которого невозможно избежать.
С богословской точки зрения именно в этом пассусе происходит интереснейшая беседа Тнугдала с ангелом. Рыцарь спрашивает своего проводника, находятся ли здесь те, кто уже осужден, и ожидают ли они тех, кто на словах обещал жить праведно, но на деле не осуществил этих обещаний? Ангел отвечает ему, что здесь претерпевают мучения те, кто либо полностью отрекся от Христа, либо поступал так, как если бы отрекся полностью: убийцы, прелюбодеи, воры, бандиты, гордецы, не сотворившие достойного покаяния. Сначала их мучали в тех местах, которые Тнугдал уже прошел, а затем они были приведены сюда, откуда нет выхода. Также здесь находятся князья мира сего, те, кто хотели всегда и во всем быть первыми. Тнугдал и Ангел обсуждают природу власти и то, почему Люцифер называется Князем мрака, хотя он не может даже себя освободить из этого ужасного места (ответ: потому что он первый во мраке), а затем рыцарь просит Ангела не оставлять его здесь и выражает свой ужас по поводу того, что видит среди окончательно погибших много своих друзей и знакомых. Ангел же ободряет душу, говоря, что если Тнугдал исправит свои пути на земле, то он ни за что не попадет сюда. И если до сих пор они видели тюрьмы врагов Христа, то теперь они увидят славу Его друзей...
На картине Тундал с ангелом изображены в левом углу. Перед ними — люди, которые варятся в адском котле, грешники, по телам которых ползают змеи, несчастные, которых пронизывают мечи. Каждый из них совершил свой грех.
Как мы знаем, проснувшись от своих кошмарных видений рыцарь укрепился в Вере и стал вести праведную жизнь.
Картины показывают нам, что нас ждет в случае неправильного выбора и недостойных поступков* ( *по авторитетному мнению жителей средневековой Европы). Окунувшись в картину, прожив все ужасы Ада, помня о мучениях рыцаря Тундала, возможно вы проснетесь от наваждения и навязанных вам ненужных целей и неверных суждений. Возможно, после пробуждения и выхода из этого адского морока вы начнете вести совсем другую жизнь...
А может и нет.
Но это лишь ваш выбор.
Это был только первый сон, пусть и кошмарный, впереди нас ждут еще встречи с разными существами, невероятными видениями, удивительными метафорами и только вам решать допускать ли в свое сознание всю полноту образов и чужих видений. Осмыслять и проживать их или просто пройти мимо.
А я пока скажу вам: Просыпайтесь! Впереди нас ждут невероятные приключения в Сонном Царстве.
Если вам было интересно и вы хотите больше постов и видео (да-да, я готова и к видеоблогам), то просто оставляйте реакции, комментарии и делитесь этим постом на своих страницах.
Спасибо за внимание!