Найти тему

Как построить эффективное партнерство?

Оглавление

Почему нормально проверять партнера, как правильно договориться о расставании и почему партнерство возможно только между равными? Раскрываю личный опыт построения деловых партнерств в большой статье и подкасте.

Моё первое партнерство было с первым мужем. У меня к тому времени уже два года был собственный бизнес, но я всё ещё совмещала его с наймом. Пришёл клиент, который хотел полный спектр обслуживания, что потребовало открытия нового производственного направления, которое мне, чисто по-женски, не очень хотелось тащить на себе.

Потенциал нового направления был огромный, и я пригласила своего мужа его возглавить. Сначала он совмещал свой собственный бизнес с новым, но затем полностью переключился на нашу компанию. Несмотря на то, что направления деятельности у нас в компании были разделены, совмещать бизнес, воспитание ребенка и супружеские отношения было сложно.

В 2015 году, после семи лет совместной работы, мы сначала разошлись как деловые партнеры, а год спустя – как супруги. Тот производственный бизнес, кстати, остался у моего бывшего супруга и до сих пор успешно функционирует.

Мы остаемся друзьями и часто общаемся, обращаясь друг к другу за советом в деловых вопросах

Думаю ли я после такого опыта, что совмещать семейную и деловую жизнь нельзя?

И да и нет.

Удачные деловые партнерства среди тех, кто состоит в отношениях я вижу не так часто, и, если они есть, то чаще всего это или вторые браки (более осознанные), или результат непростого совместного эволюционного пути в паре. Но чаще, за фасадом - перенос личного в рабочее пространство, делёж сотрудников, охлаждение в супружеской жизни и много конфликтов.

Всё это особенно ярко видно из позиции консалтера, когда приходишь в компанию управляемую семейной парой - именно отношения этой пары и есть корень всех проблем.

Был ли опыт семейного бизнес-партнерства для меня полезен?

Совершенно точно да.

По отдельности, на тот период жизни, у нас не хватило бы мощности, чтобы так раскрутить бизнес. Рефлексия этого опыта позволила мне вывести собственные правила партнерских взаимоотношений, о которых я расскажу дальше, но даже наличие правил, выведенных из полученного опыта, следующие партнерства не спасло.

-2

ПРАВИЛО №1 . ПАРТНЕРСТВО ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО МЕЖДУ РАВНЫМИ.

Это базовое правило, нарушение которого приводит к конфликтам с сотворения времен. Согласно любой модели развития личности, устойчивые партнерства возможны только на том уровне, там где у людей уже сформированы принципы и ценности.

Что значит быть равными?

Это иметь один и тот же уровень эволюционного, социального, культурного и материального развития. Так, чтобы у вас был общий круг общения, общие ценности, общие представления о ведении бизнеса и о том, как вести себя в случае расставания.

Я считаю, что "неравенство" - основная причина распада всех партнерств, потому, что все расколы происходят именно на уровне мировоззрения. А еще к этому приводит неравномерное эволюционное развитие, что в браке, что в деловом союзе. У одного изменились ценности, а у второго остались на прежнем уровне, и вот уже люди не могут понять друг-друга.

Моё второе и третье партнерство распались именно по этой причине.

Создавая IT-компанию, я пригласила в партнеры талантливого дизайнера, но наш материальный уровень, а соотвественно и уровень амбиций в бизнесе не совпадали. Мои вложения в бизнес были значительно больше, правильно оценить его интеллектуальный вклад мы не смогли и очень быстро расстались.

Следующее партнерство продержалось несколько лет, но тоже не было равным.

Через некоторое время, после того, как я закончила успешный бизнес в event-индустрии (выгорание), ко мне пришли две девушки из маленького туристического бизнеса с желанием научиться тому, что умела я. Идея передать компетенции амбициозной молодежи, показалась мне привлекательной, и мы организовали совместный бизнес, в котором я передала знания, опыт, связи, материальные и интеллектуальные активы, а они после серии “проб и ошибок” должны были работать самостоятельно, минимизируя мое вмешательство.

В целом все шло неплохо. Они быстро учились, также быстро развивались, бизнес шел в гору, имел неплохую динамику. Но всё посыпалось на большом проекте, в котором разница в уровнях оказалась непреодолимой.

В обычном режиме разница между партнерами может быть не видна долгие годы, а когда бизнес попадает в турбулентность или стремительно увеличивается в масштабе - каждая мелочь имеет значение. И вот тут, то, что для одного норма, для другого - непонятно, страшно, а потом обидно.

ПРАВИЛО №2 . СРАЗУ ДОГОВОРИТЬСЯ, КАК БУДЕМ РАССТАВАТЬСЯ.

С этими девушками мы тоже расстались, причем в тот момент, когда по-хорошему нужно было отрефлексировать полученный опыт и на нём двигаться в рост.

У нас изначально были чётко прописанные договоренности на случай расставания, что сделало этот процесс практически формальным, освободив его от эмоций. Поэтому этот шаг, как и брачные договоры, я горячо рекомендую всем, кто заводит деловые партнерства.

До того, как вы начнете что-то делать, договоритесь и зафиксируйте на бумаге, как вы будете расставаться и в какой пропорции делить активы. Тем более, что сейчас к активам относят даже аудиторию, которую удалось наработать в проекте.

ПРАВИЛО №3 . ФИКСИРОВАТЬ ВСЕ ВЛОЖЕНИЯ В ПРОЕКТ, А ТАКЖЕ ДОГОВОРЕННОСТИ.

Это кажется очевидной рекомендацией, но поверьте, что больше половины партнеров или не знают своих вложений в проект, или по-разному эти вложения оценивают. Правило касается не только прямых инвестиций, таких как деньги, недвижимость, или товарно-материальные ценности, но также и интеллектуальных, или даже социального капитала.

Стоит внимательно зафиксировать на старте всё, что каждый из партнеров приносит в проект.

А потом вернуться к Правилу №2, письменно разделив доли, пропорции и ожидания. Проблемы возникают тогда, когда один из партнеров чувствует, что его вклад в общее дело "недооценен", а потом выясняется, что второй даже не подозревал, что "это вклад", и его тоже нужно оценивать и считать.

Рекомендую раз в полгода проводить ревизию вложений, а соответственно и договоренностей, потому что сейчас всё очень быстро меняется.

ПРАВИЛО №4 . УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - ЭТО НОРМА.

Точнее так: норма - это тому, кто управляет бизнесом вести прозрачную управленческую отчетность, а остальным партнерам регулярно её проверять.

Удивитесь, но так делают очень мало партнеров. Я могла бы долго рассказывать об этом с точки зрения психологических особенностей, но упрощу: основная причина - разность уровней. Кому-то не нравится отчитываться, потому что он “самый честный”, а кому-то неудобно проверять, потому что его так воспитали.

Знайте, что вести и проверять управленческую отчетность - одинаково нормально для здорового бизнес-партнерства, потому что если этого не делать, то вы быстро потерятете контроль за бизнесом.

Для меня лучшая схема: отчетность CEO + обсуждение отчетности один раз в месяц, а расширенное собрание партнеров - раз в квартал. При этом отчетность должны быть отправлена другому партнеру или партнерам заранее, чтобы он/и имели возможность с ними ознакомиться до встречи.

Кстати, актуальная управленческая отчетность напрямую влияет на процесс расставания, не затягивая его.

ПРАВИЛО №5 - ДЕРЖАТЬ ПОЗИЦИЮ.

Роли в бизнесе или проекте ещё один "тонкий лёд", на который вступают партнёры. Важно договориться на старте, кто за что отвечает и максимально придерживаться договоренности.

При этом хорошо, когда партнеры взаимозаменяемы (отпуск, болезнь), но потом легко возвращают позицию и удерживают свою. Тем, кто вышел из управления и передал бразды правления CEO важно не "сносить" руководителя, постоянно вмешиваясь в управленческий процесс, потому, что теперь у вас разные роли. Очень часто вижу, что партнеры по-разному представляют свои зоны влияния и зоны ответственности, заходят на "чужую" территорию под предлогом помощи, а потом злятся, что делают сильно больше другого.

Лучшее, что можно сделать - раз в 3-6 месяцев сверять договоренности с реальным положением вещей.

А еще, это правило касается такой тонкой темы, как разделение рабочего и личного. Знаю, что многие дружат со своими бизнес-партнерами, ездят вместе в отпуск и считают, что более тесные отношения только укрепляет бизнес. Другие - категорически против смешения двух миров, опасаясь разрушения деловых отношений.

У меня нет однозначного ответа, я видела много успешных примеров для каждой из позиций.

Моё четвёртоё партнерство разрушилось как раз потому, что всё смешалось, но это скорее следствием нарушения Правила №1. Если вы с партнером с одного уровня, шансы на то, что партнерство будет успешным, а расставание цивилизованным - уже очень высоки.

Поделитесь пожалуйста в комментариях своим опытом делового партнерства.

🔹 Что получилось, а что нет?

🔹 Какие выводы вы сделали, если расстались с партнером?

➡️ По этой ссылке в моё ТГ-канале вы найдёте упражнение "Модель интересов", которое мой Сенсей рекомендует выполнять перед началом любой совместной деятельности.

🎙 А вот тут подкаст на тему деловых партнерств, в котором в котором всё то, о чем партнеры стесняются говорить друг с другом, а потом жалеют.

Больше интересных материалов в ТГ-канале "В будущее возьмут не всех".