Думаю, многие знают, что польский король Сигизмунд III (1587-1632) мечтал о покорении Балтики и создании военно-морского флота, способного противостоять на море шведам и датчанам. В начале 20-х гг. XVII в. он приложил усилия к созданию морской мощи Речи Посполитой, в результате чего у короля появилось почти два десятка кораблей, а Гданьск (Данциг) стал военно-морской базой.
Фактически единственная морская победа польского флота над шведами 28 ноября 1627 г. при Оливе достаточно хорошо известна и распиарена польскими историками. О ней я писать не буду, желающие могут прочитать в статью в Википедии.
А вот дальнейшая судьба кораблей польского ВМФ мало известна, а была она весьма незавидной. Из 19 польских кораблей, о которых есть сведения в источниках:
- два корабля “Święty Jerzy” (он же по-немецки: “Ritter Sankt Georg”) и “Źołty Lew” (“Gelber Löwe”) были потоплены шведской полевой артиллерией в устье Вислы;
- четыре корабля захвачены шведами в Пиллау (ныне: Балтийск) в 1626 г. и включены в состав шведского флота;
- семь кораблей захвачены шведами в Висмаре в 1632 г; включая самый героический галеон “Wodnik” (“Meerman”), отличившийся в битве при Оливе, а также трофейный шведский “Tigern” (по-польски: “Tygrys”);
- три корабля разоружены в 1627-28 гг;
- один утонул у о. Эланд в 1627 г., другой был интернирован в Любеке в 1630 г.
- судьба ещё одного корабля “Syrena” неизвестна.
Таким образом, польская «армада» прекратила своё существование и Речь Посполитая навсегда лишилась своего военно-морского флота.
Игорь Бабулин