Все мы знаем о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Поэтому детский невролог – это лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию. Отвечаем на главные вопросы родителей вместе с Анастасией Поморцевой.
Анастасия Поморцева - детский невролог, специалист по лечебному тейпированию, автор книги «Ежедневник для родителей: путеводитель по первому году жизни». Анастасия имеет опыт работы в научно-практическом центре детской неврологии в Москве, где как раз занималась реабилитацией детей с патологией нервной системы и диагностикой На амбулаторном приёме большая часть детей с задержкой развития, в том числе и речевого.
— Мой первый вопрос будет как раз об увеличении количества детей с нарушениями речи. С чем это связано? Может быть, есть какая-то статистика? Почему вообще происходит так, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи растет?
— Вопрос действительно актуальный. С того момента, когда я стала вести амбулаторный приём примерно 60% пациентов приходит именно с задержкой речи. Все в разном возрасте — дети начиная от двух лет и до пяти с разной степенью нарушений речевого развития.
Причины могут быть разные. Биологические или медицинские связаны с нарушением развития нервной системы за счёт какого-то органического повреждения. То есть, если у ребёнка была гипоксия, например, в период беременности или родов, врождённые травмы нервной системы, осложнённые роды с кровоизменениями или в целом какими-то ситуациями, в результате которых новорожденный испытывает стресс.
Также в группе риска дети матерей, которых за время беременности развивается гистационный сахарный диабет, либо хронические заболевания имеются до беременности и во время беременности, так как обмен глюкозы очень влияет на развитие нервной системы и, соответственно, на речевое развитие тоже.
Другие факторы — это социальные, то есть то, в каком окружении растёт ребёнок, в какой семье (полной-неполной), насколько много ему уделяется внимания. Важно учитывать, какие у него игры, из чего складывается день, насколько часто он меняет обстановку.
И, конечно же, психологические факторы — настроение в семье, насколько комфортны в ней взаимоотношения.
Ещё сюда же относится и то, что возросло количество экранного времени у телевизора, планшета и телефона. С одной стороны, вроде дети лучше всё впитывают и подхватывают в плане технического развития. С другой стороны, у них меньше взаимодействия со взрослыми. Получается, меньше желания привлечь внимание взрослого.
— Вы сказали про родовые травмы, что это тоже является фактором нарушения речи. Когда к нам обращаются за логопедической помощью, прежде чем мы проводим диагностику, задаем им некоторые вопросы. И один из них связан с родовыми травмами. У части родителей на этот вопрос возникает некое недоумение, причём здесь родовая травма и логопед. Вот вы как невролог расскажите, могут ли родовые травмы привести как раз-таки к проблемам с речью?
— Ну, конечно, могут. Родовые травмы, конечно, подразделяются. Бывают травмы центральной нервной системы и периферической. Центральная нервная система – это головной, спиной мозг, периферическая – это нервные окончания, которые иннервируют периферическую мускулатуру, в том числе и речевую.
И, конечно, если говорить про травмы центральной нервной системы, то это существенный стресс для организма и для развития в дальнейшем значимый такой фактор, так как эти травмы сопровождаются как минимум гипоксией, нарушением питания, пусть даже транзиторным. Но нервная система и кора головного мозга наиболее чувствительны к этим стрессовым моментам. Достаточно минимального воздействия для того, чтобы возникли какие-то нарушения. Если говорить про периферическую нервную систему, то здесь меньше влияния на речь, но всё зависит от того, насколько сильное повреждение. Потому что, например, ребёнок на первом году жизни развивается преимущественно за счёт того, что познаёт мир за счёт движений. Если по каким-то причинам у него нарушено двигательное развитие, то, соответственно, все структуры нервной системы будут развиваться у него позже.
Плюс ко всему, мелкая моторика непосредственно связана с развитием речи. Если мелкая моторика страдает, как правило, и речь развивается хуже, чем хотелось бы.
Повреждения нервной системы могут приводить к повышению мышечного тонуса или, наоборот, ослаблению его в мышцах артикуляционного аппарата. Это язык, щёки, нёбы, то есть то, что непосредственно участвует в речи. В артикуляции, да.
— Когда к вам приходят по направлению от логопеда на осмотр, какие вы проводите исследования и что назначаете? Какие обычно вопросы задаете родителям? Чтобы они понимали, к чему готовится.
— Конечно, всё зависит от отдельного случая, так как причины могут быть различные. Помимо неврологических и по другим направлениям медицины могут быть проблемы. Первично, конечно, смотрится ребёнок на предмет ключевых моментов, которые могут уже подсказать, как его обследовать в будущем. Ну и подробный анамнез по беременности, родам, также по деятельности ребёнка.
Я обычно задаю много уточняющих вопросов на предмет того, как играет ребёнок, как он реагирует на просьбы, нужно ли ему какое-то зрительное подкрепление с помощью жестикуляции на то, чтобы выполнить просьбу.
Если у ребёнка нарушение речи, всегда подробно уточняю, есть ли какие-то западания по другим аспектам развития в плане понимания, социальной адаптации, игровой деятельности, самообслуживания, привязанности. Чтобы понимать, изолирована с речью проблема или есть еще и задержка психического развития.
— А какие дополнительные обследования может назначить невролог?
— Обследование назначаются, если по опросу есть подозрения на органическое повреждение нервной системы или, например, присутсвуют различные варианты нарушений сна, нарушение поведения. Это показание для того, чтобы, например, назначить энцефалограмму, чтобы исключить, что есть какая-то патологическая активность, которая также может тормозить развитие.
Если есть какие-то симптомы помимо речи, например, мышечные нарушения, асимметрия лица, тогда нужно исключать повреждения нервной системы на органическом уровне. Назначаются обследования в виде МРТ, КТ.
Если есть причины подозревать, что может быть какое-то нарушение кровотока, назначаются УЗИ сосудов.
Но нет такого, чтобы вот все эти обследования назначались каждому ребёнкую.
— Частый вопрос нам приходится слышать от родителей. Когда ребёнку, например, 3 года он не говорит, но всё понимает. Вот в данном случае помочь невролог может? Что он обычно назначает в этом случае, если назначает?
— В данном случае, если в остальном развитии всё хорошо, и по осмотру ничего не смущает, то, как правило, я назначаю консультацию нейропсихолога и логопеда.
— Какова роль невролога в работе с логоневрозом, какие обычно идут назначения, есть ли вообще необходимость пить препараты в данном случае?
— Заикание, вопреки некоторым представлениям, тоже имеет под собой иногда психологические причины. Но может быть природа так же, как и задержка развития — органическая. Чтобы понять, что именно, здесь более вероятно, опять же, нужен подробный анамнез, осмотр ребёнка который помогает всё-таки предполагать один из двух этих вариантов.
Если говорить про лечение, то здесь, конечно, логопед и психолог, они очень большой вклад делают в том, чтобы вот с этой проблемой справиться. Иногда также физиотерапия используется, но вот медикаментозная терапия помогает справиться с избыточным напряжением нервной системы, если предполагать, что тормозное действие нервной системы нарушено.
Есть препараты, которые помогают выровнять эмоциональный фон, передачу нервного импульса к мускулатуре плечевой и таким образом стать хорошим подкреплением остальной терапии, которая проводится. Это не всегда препараты тяжёлые, которые по рецепту выписываются. Иногда это и растительные препараты, которые тоже хорошо дополняют остальную терапию.
Я, в свою очередь, всегда по возможности стараюсь минимизировать медикаментозные вмешательства, а если и рекомендую какую-то терапию, то, как правило, стараюсь её назначать так, чтобы она всё-таки приносила больше пользы, чем потенциально может принести вреда. Ну и когда это на самом деле оправдано.
У детей нервная система очень пластичная. Гораздо лучше, чем у взрослых она поддаётся коррекции. И за счёт того, что большие восстановительные возможности тоже часто достаточно не медикаментозной терапии. Но есть ситуация, когда медикаментозная терапия важна.
— У ребенка повышенное слюноотделение, слабость мыщц и медленная динамика на занятиях с логопедом. Какие рекомендации невролога могут помочь?
— Если это психологически здоровый ребёнок, у которого просто есть такая особенность, скорее всего, последствия всё-таки какого-то повреждения нервной системы в перинатальном периоде. Хорошим подспорьем будет в этом случае физиотерапия на улучшение тонуса мышца, чтобы помимо массажа создать медикаментозное подкрепление. Обычно она делается либо на шейно-воротниковую зону, либо прямо на мышцы речевой мускулатуры. Есть для этого электрофорез. Есть еще такая процедура как хивамат для улучшения микроциркуляции и тонуса. Это хорошо работает.