«Что, дом понравился?»
«Здесь Мастера и Маргариту снимали, да будет вам известно!»
«В 1903 построили, приличные люди все жили»
Местные жители сами подходят и начинают разговор, глядя, как мы изучаем фасады. И это лишь часть диалогов за несколько прогулок по Рождественским (ныне Советским) улицам. Нигде больше в Петербурге такое не встречал, только на Песках. Возможно тут люди не избалованы вниманием туристов — кто знает, от чего это радушие. Удивительно и приятно.
Итак, отправляемся на прогулку по историческому району Пески. Точнее, с 7 по 2-ю Советские улицы — сразу все вместить невозможно, разделю на несколько маршрутов.
Получилось примерно так:
Как добраться
Стартуем для удобства от концертного зала «Октябрьский». Площадь перед ним:
Собственно концертный зал:
Это перекресток Лиговского проспекта и улицы Жуковского. Проще всего дойти от метро Площадь Восстания — 500 метров.
Немного истории
Раньше на месте БКЗ стояла греческая церковь во имя св. Димитрия Солунского.
В годы блокады купол пробила бомба, но не взорвалась, оставшись лежать на полу. А уже в 1962 храм снесли как «малохудожественный».
От греков, которые в XIX веке массово селились на Песках, теперь остался лишь одноименный проспект чуть выше и памятник Иоаннису Каподистрия рядом (по-русски Иван Антонович). Межу прочим, министр иностранных дел Российской империи в 1816-1822 и непосредственный начальник Пушкина, служившего в этом ведомстве.
А вообще район Пески назван так из-за особенностей геологии — гряда древнего моря, протянувшаяся вдоль Лиговского проспекта, оказалась самым высоким местом в городе, и никогда не затоплялась во время наводнений. Соответственно, и грунт в основном песчаный.
Армейские части, ремесленные слободы, мытный двор — глухая окраина. Только в конце XIX – начале XX века район «оживился» — именно тогда построено большинство шедевров архитектуры, что мы увидим. Эклектика и, конечно, увлечение модерном не прошло здесь мимо — изучим детали фасадов, заглянем в парадные.
Дом Пенякова
Первый на пути — дом в стиле необарокко 1912 года от архитектора Сонгайло. Издалека похож на университетский корпус, но нет, дом жилой.
Балкончики тут великолепные:
Дом снимали в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.» в роли, собственно, дома Клавы.
А это фото почти 100-летней давности:
Откуда здесь трамвай? О, это отдельная история, которую я рассказываю на живой экскурсии. Сейчас идем к Некрасовскому саду:
Позади остается 166-я гимназия (изначально — училищный дом памяти Александра II):
Через сад направляемся к зеленому дому с башней:
Дом Любищева
Вот он, на углу Греческого проспекта и 7-й Советской.
Эклектика 1901 года с выдающимся эркером и обнимающим его балконом:
До революции помимо квартир здесь находилось Главное тюремное управление, и в 1907 эсеры убили тут же его начальника Максимовского. Этим дом и вошел в историю.
Дальше двигаемся по 7-й Советской улице:
Сразу после дома Любищева нас ждет первый модерн — работа именитого Вильгельма ван дер Гюхта (автора проекта дома на углу Каменноостровского и Большого на Петроградской). Здесь же все гораздо скромнее:
Дом №8 примечателен своей аркой в виде подковы или омеги, кому как нравится:
На перекрестке с Суворовским проспектом хороши оба дома:
Но мы обратим внимание на тот, что слева — дом Петербургского частного ломбарда.
Много лет здесь жил «гуру» тибетской медицины Петр Бадмаев, пользовавший членов семьи Николая II и Григория Распутина.
Модерн на Песках — как вкрапления в царстве эклектики. Очередное — на 7-й Советской, 36. Доходный дом купца Яполутера. Архитектор — техник городской управы Михаил Кондратьев (автор проекта легендарной «Башни» у Таврического сада).
Дальше свернем на Дегтярную и выйдем к главному храму в этом районе — Рождества Христова на Песках, восстановленному с нуля вместо разрушенного.
Вот как он выглядел в начале XX века:
Вход со стороны сквера на 6-й Советской:
Буквально в двух шагах от него еще один — храм Благовещения, пока в процессе реставрации. Проект Николая Никитича Никонова, между прочим. Здесь же находится подворье Старо-Афонского скита.
Вид со стороны 5-й Советской:
И со стороны Дегтярной:
Дом напротив особо не примечателен:
Но если углубиться во двор, то вы найдете световую щель. Явление в Петербурге редкое.
С этого момента облака начали рассеиваться, а к концу прогулки и вовсе распогодилось, так что чем дальше, тем солнца будет больше.
Есть на Песках и сталинская неоклассика. На углу 5-й Советской и Суворовского — роскошный дом Управления Октябрьской железной дороги от архитектора Андрея Оля (ученик Лидваля, кстати).
Архитектурные стили у нас чередуются. Снова модерн: дом семьи Стрелиных, владевших кирпичными заводами.
Декор в парадной:
Витражи:
На углу с Греческим проспектом — достаточно рядовая эклектика. При этом дом замечателен своими жителями. В разные годы — Юрий Тынянов и семья Хвостенко. В гостях у старшего из них, Льва Васильевича (поэт-переводчик) бывали Юрий Олеша, Самуил Маршак, Борис Пастернак. Наконец, с младшим Хвостенко — Алексеем (псевдоним Хвост, автор текста песни «Город золотой)», был в 60-е годы дружен Иосиф Бродский.
А мы перемещаемся на 4-ю Советскую улицу.
На фасаде этого дома — целый зоосад (между 4 и 5 этажом):
Нет, это не герои басен Крылова (баран, собака, лиса, кот, лошадь, петух). Это символы дома Общества покровительства животным. Здесь располагалась центральная ветлечебница в Петербурге.
А над парадной дома №8 через дорогу — вот такой символ. Каков, а?
Следом за ним — дом со львами.
Информации о нем почти нет, а он того достоин.
Только посмотрите на них:
На citywalls указан архитектор Чижов, эклектика 1902 года.
И еще старенькое фото парадной:
Надеюсь, что она сохранилась.
Перспектива 4-й Советской от этого дома в сторону Греческого:
И в обратную, куда мы движемся:
Сворачиваем во двор дома №15:
И выходим на угол Суворовского и 3-й Советской, к дому Яковлева и Тимофеевой.
Очередной модерн:
Изюминка дома — женский лик и цветочные заросли над окнами 4 этажа.
А вот что скрывается в парадной, известной как «парадная с каштанами»:
«Гнутое» стекло на окнах, уникальная и по сей день технология:
Вернемся на 4-ю Советскую улицу, где в самом конце сразу три дома достойны внимания.
Сначала пошел изящный модерн.
Дом №42:
И №44:
А венчает это все на углу с Мытнинской — «суровая» эклектика:
Вернемся на квартал назад, чтобы пройти небольшой участок по Дегтярной улице — между 4-й и 3-й Советскими.
В начале нас ждет здание бывшей табачной фабрики Саатчи и Мангуби, выпускавшей лучшие папиросы в империи:
А в конце — неприметный домик, который сейчас в печальном состоянии. Эклектика аж 1866 года, один из первых каменных домов на Песках. На последнем этаже снимали квартиру родители Николая Гумилева, детство поэта прошло именно здесь.
Снова поднимаемся вверх, к Мытнинской улице.
Здесь обращу внимание на «игрушечный» дом архитектора Рейса:
И доходный дом Длусской — великолепная эклектика 1909 года от архитектора Батуева.
Вот что внутри, в разных парадных:
Как вишенка на торте — камин с лебедями:
Через дорогу — бывший съезжий дом Рождественской части, ныне отделение МЧС.
Напротив него — с виду похожий на общагу, но на самом деле ох какой непростой дом архитектора Кварта.
Непростой — благодаря своему декору.
На фасаде:
Дети пускают мыльные пузыри — что-то из пионерии.
Они же на стене в парадной:
Тут уже детки проводят что-то типа спиритического сеанса. В центре — чаша, из которой «выплывает» дух их товарища.
Рядом — не менее странные дамы.
Наконец, над каждой парадной — вот такой веселый гражданин:
Дом — как треугольник с тупым носом, врезается в перекресток проспекта Бакунина и 3-й Советской:
Фасад со стороны проспекта Бакунина:
Вообще это удивительная по своей насыщенности развязка. Рядом — Овсянниковский сад.
Степан Тарасович Овсянников, в свое время крупнейший хлеботорговец в Петербурге, благодаря которому появился сад, выстроил здесь также доходный дом:
Напротив него, на углу Херсонской и проспекта Бакунина — доходный дом Шадрина. Архитектор Леон Богусский, 1905 год.
Как и его сосед, дом Кварта, он интересен своими героями, поселившимися на фасаде. Точнее, героинями.
Под эркером:
На щипце:
К сожалению, не сохранились головы русалок со стороны Херсонской и другие элементы декора. Но даже в таком виде дом впечатляет.
Историки пишут, что в 1910-х годах здесь был литературный салон Ольги Снегиной. На вечерах Ольги Павловны пел Шаляпин, бывали Репин, Леонид Андреев, Саша Черный, молодой Сергей Есенин. Уж не та ли Снегина послужила прототипом для его поэмы под именем Анны...
В двух шаха отсюда — самый фантастический образец модерна на Песках, но до него мы дойдем отдельно в другой раз. А сейчас — идем на 2-ю Советскую улицу.
В самом начале нас ждет доходный дом Галунова, роскошная эклектика 1880 года.
Фасад со стороны 2-й Советской:
Перспектива 2-й Советской улицы:
На углу с Дегтярной — бывшая Свято-Троицкая община сестер милосердия с храмом. Ныне — НИИ гематологии:
Дальше на этой же стороне — два похожих дома, Эдельгауза и Бернштейна.
У Эдельгауза под эркером:
У Бернштейна:
Фасад:
Но самое интересное у него внутри. Парадная, каких в Петербурге я больше не видел. Сказка по проекту Александра Хренова. Впрочем, почести здесь в равной степени отдадим заказчику, Григорию Абрамовичу Бернштейну — гражданскому инженеру, директору общества «Строитель». Именно он решил сделать образцовый дом «высокой культуры и быта».
В цокольном этаже располагалась контора владельца. Второй этаж — полностью занимала семья Бернштейна. Остальные сдавались в наем, по две квартиры на этаже.
Восторг и изумление сразу при входе:
Великолепно все.
Стены:
Пол:
Потолок:
Двери:
Лестничные ограждения:
Окна фальконье:
Витражи:
А в нишах слева и справа — сидения для отдыха, поскольку лифта изначально не было.
У нас остается всего 300 метров по 2-й Советской до Греческого сквера. На этом сегодня и закончим.
Пески мы прошли не все — продолжение в следующих публикациях, где нас ждет еще немало шедевров.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии.