Великолепный особняк И.И. Барышникова, который мы с вами посетим, находится на Мясницкой, одной из главных улиц Москвы. Когда-то здесь была старинная слобода мясников и улица была застроена мясными лавками.
Потом Мясницкая стала царской дорогой: молодой Пётр I стал ездить по ней из Кремля в любезную его сердцу Немецкую слободу. Поездки сопровождались гуляниями, маскарадами и фейерверками. Тогда здесь стала селится титулованная знать, стали появляться красивые особняки. Например, имение А.Д. Меншикова занимало обширную территорию там, где сегодня находится почтамт.
В самом конце 18 века отставной майор, богатый помещик и владелец заводов Иван Иванович Барышников заказывает знаменитому московскому архитектору Матвею Казакову проект усадьбы для себя и своей семьи. Барышников владел суконной, стекольной и бумажной фабриками, а также солидный доход приносили ему хлебопекарный и конный заводы.
Строительство роскошной городской усадьбы в стиле классицизма было завершено в 1802:
Дом спроектирован "покоем", то есть в форме буквы П. Боковые корпуса (ножки буквы П) выходят на красную линию улицы. Такая форма позволила полностью включить в новое здание (в его правый корпус) старые палаты 17 века.
Участок земли был небольшим (земля здесь баснословно дорогая), поэтому дом очень компактен, а двор - совсем небольшой. Ограда с кованой решёткой соединяет торцы боковых крыльев - она сохранилась, это большая редкость, ей уже, как и дому, больше 200 лет:
Портик с колоннами выдвинут вперёд и поднят на высокий цоколь, так небольшой дом выглядел более внушительно и монументально:
За колоннадой портика располагался вовсе не парадный зал, как обычно, а спальня. А парадный зал располагался в торце левого бокового корпуса.
Дом был сложен из кирпича, покрытого штукатуркой жёлтого цвета. Мелкие детали и колоны были выполнены из белого известняка. Сейчас во дворе можно увидеть старую кирпичную кладку, которую открыли реставраторы:
Коринфские колонны и фронтон украшены изящными листьями аканта:
В пожаре 1812 года усадьба уцелела, правда, была разграблена французами, и Иван Иванович долго её восстанавливал. Старинные интерьеры полностью сохранились и сегодня всё выглядит так, как было в те годы.
В 1823 младшая дочь Ивана Ивановича Барышникова Анна вышла замуж за Степана Никитича Бегичева и усадьба перешла к нему в качестве приданного. Вскоре Степан Никитич вышел в отставку и поселился с семьёй в доме на Мясницкой.
Тогда этот особняк был одним из центров культурной жизни Москвы, на балах и званных вечерах бывали многие известные люди. Бывал здесь и А.С. Грибоедов - он был сослуживцем и близким другом Бегичева.
А.С. Грибоедов гостил у Бегичевых с сентября 1823 по май 1824 - здесь он впервые читал свою комедию - об этом сообщает недавно установленная памятная доска на стене левого бокового корпуса:
Комнаты, где жил и работал писатель (три окна во двор), расположены на 3 этаже:
Грибоедов не любил светские развлечения и балы, но в то время он вынужден был вести довольно активную светскую жизнь, поскольку наблюдал за людьми, изучал нравы и обычаи светского общества.
Сегодня в здании усадьбы располагается редакция еженедельника "Аргументы и факты". Во многом благодаря этому особняк, чудом переживший пожар 1812 года и прочие выпавшие на его долю невзгоды, сохранён в первозданном виде.
Главный вход - один, и он не в центре, а в левом корпусе:
У входа нас встречает собачка Аифка, которой надо потереть носик:
Мы поднимаемся на второй этаж по парадной лестнице. Она буквально пронизана солнечным светом, льющимся из огромных окон. А вечерами лестницу освещал живой огонь свечей в хрустальных подсвечниках:
Между окнами - парные колонны. Мы встретим их почти в каждом зале, но все они будут разными.
Лестница приводит нас в овальную столовую, которая открывает анфиладу парадных залов:
Она выдержана в элегантных серых тонах. Того же цвета и колонны с голубыми вкраплениями, обрамляющие входные порталы.
На потолке - не лепнина, а роспись. Она придаёт потолку большую высоту, а комнате - объём, и создаётся впечатление, будто это маленькие звёздочки, нарисованные в центре каждого ромба, мерцают в небе.
В следующем помещении раньше был аванзал, где гости снимали шубы и приводили себя в порядок перед балом:
Далее мы попадаем в тот самый парадный зал, в торце левого корпуса. Здесь проводились балы, танцевали. Здесь впервые прозвучал вальс, сочинённый А.С. Грибоедовым:
Зал квадратный, но в центре его находился круговая колоннада, а над ней - круглый расписной плафон - с летящими орлами и гирляндами цветов по всему золотисто-охристому полю - поэтому зал тоже кажется круглым:
Плафон плоский, но цветы на нём постепенно уменьшаются, зрительно превращая плоский плафон в купол.
Окна выходят на три стороны, а это означает, что помещение всегда залито светом.
В этом зале гости впервые услышали комедию Грибоедова "Горе от ума" в исполнении самого автора.
Зелёная гостиная - нарядная и просторная, с окнами на парадный двор. Порталы дверей украшены колоннами из искусственного мрамора и барельефами с античным сюжетом:
Розовая гостиная выдержана в розовых тонах. Колонны и дверные порталы из розового мрамора украшены лепниной:
В глубине розовой гостиной раньше находилась спальня:
По углам - полукруглые ниши, колонны держат полукупол, расписанный цветами. Такой элемент в архитектуре называется "конха": перекрытие в виде полукупола над полукруглой нишей.
Здесь, за портиком, заканчивается анфилада.
Ещё раз пройдя по всем залам усадьбы, мы возвращаемся на парадную лестницу.
Адрес: Мясницкая ул., д. 42.