Но начать мне хочется с воспоминания, что 10 лет тому назад сожгли 48 человек в Одесском Доме профсоюзов. Это место, мимо которого я или проходил или проезжал на трамвае минимум по разу в неделю, посещая рынок Привоз. Какое-то родное место, хоть я родом не одессит. На тамошней площади устраивали трибуну для праздничных демонстраций при советской власти. И на ней я впервые после многих лет саботажа таких демонстраций промаршировал по собственному желанию 1 мая, чувствуя, что это последняя демонстрация такого рода. Помню, к нашему ряду сослуживцев, рядом со мной пристроился бомж, может, и не вполне нормальный, с восторженными глазами. И мы понимающе посмотрели друг на друга. А как я шучу, что Бог меня, атеиста, почему-то любит и хранит, так вот он меня и убрал из этого города, чтоб я, пророссийский, вечный бунтарь, не полез туда, на убой, как оказалось, 2 мая 2014 года. – Да, первый убитый был промайдановец, ещё утром, на Греческой площади (и, кажется, убитый был знакомым парней, сыновей подруги мой жены, из-за чего – и из-за моей прорусскости – она порвала со мной переписку). А другая бывшая одесситка, подруга моей дочери защищала свирепствующих убийц железным доводом: все-де видели, как толпа несла металлический каркас для строительных лесов к стене горящего Дома профсоюзов. Толпа несла, чтоб люди из дома не прыгали, а слезали по каркасу. Подруга говорила мне: «Они это несли, чтоб спасти людей». А я не догадался ответить: «А может, чтоб лично добраться до живых ещё, чтоб лично убить». А кто-то в пику мне прислал по эл. почте адрес с видео, как с крыши Дома человек бросает в ревущую толпу внизу бутылку с коктейлем Молотова. Все-де хороши… Да. Но нацизм-то утвердился ж на Украине в результате. – Если называть нацизм одним словом, я б назвал – ненависть.
И именно её испытывает ко мне врагиня. А я – нет. Вот, соскучился по её благоглупостям. Что там у неё последнее? – Про Салахова. Фанфарное (как всегда). На этот раз в честь Для космонавтики.
А что я писал о Салахове?
«Спасать социализм надо было действиями в первую очередь на культурном фронте. А не на экономическом или управленческом, раз ядерный паритет достигнут» (https://art-otkrytie.narod.ru/salahov-t.htm).
Врагиня не постеснялась переписывать из Википедии, на неё не ссылаясь. – Ну плохо. Деградирует.
А я тоже спишу из Википедии, но другое, ибо оно созвучно моему пониманию Салахова как художника трагического героизма:
«…картина была расценена как глубоко формалистская. Но, несмотря на то, что до Салахова уже доходили слухи об этом, он все жё решил отправить «Тебе, человечество!» в московский Манеж на отчётную выставку Союза художников СССР, состоявшуюся в 1962 году. Перед вернисажем руководство Министерства культуры традиционно ходило по Манежу, рассматривая работы и снимая не понравившиеся. Тахир Салахов, опасаясь, что его картину снимут как формалистскую, не дожидаясь комиссии, сам сделал это, чтобы избежать скандала. Позже первый секретарь правления Союза художников СССР Сергей Герасимов поблагодарил Салахова за то, что тот «спас положение нашего Союза». Работа же была отправлена обратно в Баку и с тех пор хранилась в Музее искусств. До 2008 года картину никто не видел в России. О ней мало кто знал даже в Азербайджане» (Википедия).
Мрак картины не надо воспринимать как примитивный образ чего-то негативного у антинародной советской власти – совсем глупого, типа: надо, мол, народ накормить, а не космос завоёвывать. – Нет. Это обычное тогда предчувствие шестидесятников, в том числе и левых, что ни черта спасти социализм не получится. Что и подтвердилось через 30 лет. – Смысл картины-панно, что света-культуры техникой несётся в общество слишком мало, чтоб изменить людей до уровня страсти к саморазвитию, по сравнению с наличествующей темнотой человеческой.
Символика тёмного тогда очень хорошо ощущалась, чтоб такая картина не была загадкой для зрителей, если б они её увидели.
Личный пример.
Поскольку я любом окружении оказывался лучше всех рисующим, то на меня сваливали быть редактором местной стенгазеты. 12 апреля 1961 года секретарь комсомольской организации завода велела мне выпустить к 1 мая стенгазету с рисунком на тему великого космического достижения. А я ж правдолюб и любитель за это пострадать. – Я вспомнил, что космос – чёрного цвета, и нарисовал ветку цветущей яблони на абсолютно чёрном фоне, и написал красным поверх: «Первый май космической эры!». А секретарь была насколько красивая, настолько и глупая. – Она велела мне стенгазету снять и нарисовать другое. – Я упёрся рогом и сказал, пусть сама снимает и сама рисует. – Она сдалась.
А что списала врагиня?
«Сила и обобщённость образов придаёт полотну монументальный характер, а созвучность с фресковой живописью…».
Спросим Яндекс: «монументальный Салахов «Тебе, человечество!»». А в открывшемся списке спросим Find-ом: «монум». – На первой странице таких мест 2 из 10. (Я ждал больше. Опыт не удался. Спасает Гугл: там таких мест 14.) Замена в вопросе на фреску даёт в Яндексе число – 1, а в Гугле – 7. – Всё-таки можно судить, что врагиня написала не своё, а чужое. – То есть сама она по-прежнему анализировать не может. И стоит, по-прежнему и в последнем итоге, на дороге к фашизму современного либерализма: народ должен оставаться тёмным и болванистым, реагировать положительно на банальное.
2 мая 2024 г.