Чем я занималась вчера, в день рождения Виктора Петровича Астафьева? Составляла блок пунктуации по его пронзительной "Оде русскому огороду". Мне понравилось то, что у меня получилось, поэтому делюсь с вами. На своих учениках ещё не проверяла (пока разбираем с одиннадцатиклассниками досрочный вариант ЕГЭ).
Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я пытаюсь удержать в себе хотя бы отблеск дивного видения и какое-то время оголенным сердцем чувствую едва ощутимое касание дальнего света.
2) Совсем бы потерялся мальчик в подзвёздном мире и забыл бы себя и всё на свете да вон в молочном от пара банном окне мутнеет огонек.
3) Средь лета огородную кулижку окропляло солнечно-сверкающим курослепом и сурепкой голоухими ромашками и сиреневым букашником.
4) На кулижке привязывали коня и он лениво пощипывал зеленую мелочь и задумчиво глазел в заречные дали.
5) Спит моя родная земля и витают над нею беды и радости любовь и ненависть.
Ответ: ______________________
Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дом мальчика стоял лицом к реке (1) зависая окнами и завалинкой (2) над подмытым крутоярьем (3) заросшим шептун-травой и (4) всюду пролезающей жалицей. К правой скуле дома примыкал огород (5) косо и шатко идущий вдоль лога (6) в вешневодье залитого до увалов дикой водою (7) оставлявшей после отката пластушины льда (8) и свежие водомоины.
Ответ: ______________________
Задание 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Он чем-то занимался на задах огорода: может (1) саранки копал (2) может (3) медуницу рвал (4) может (5) ершей собирался рыбачить и сучил леску из кудели, привязав её к жердям, и (6) внезапно (7) что-то услышал, почувствовал.
Ответ: ______________________
Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Из бани (1) чтобы попасть во двор (2) надо пересечь весь огород по широкой борозде (3) которую чем дальше в лето (4) тем плотнее замыкало (5) разросшейся овощью.
Ответ: ______________________
Задание 20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Родная его река пересекала всю страну поперек (1) и (2) если в устье её (3) ещё стояли вечные льды (4) то в истоках (5) уже созревали арбузы.
Ответ: ______________________
Задание 21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Опустившись на корточки, мальчик высматривает сквозь межевые заросли свою главную тайну. (2)В частом, отвесно падающем травяном дожде находит он просвет. (3)Это тропка, ведущая к соседям. (4)В просеке бурьяна, сомкнувшегося вверху, слабо мерцает отблеск света.
(5)Там, за окном, при свете лампы девочка расчесывает свои волосы, белые и мягкие. (6)Девочку не видно, однако мальчик знает: девочку помыли в бане, и она расчесывает волосы перед большим зеркалом, занимающим почти весь простенок меж окон. (7)В недвижной глубине зеркала по углам клубится паутина, похожая на траву, прихваченную инеем. (8)Из бездонных глубин зеркала смотрит на девочку другая девочка, лобастая, худющая, с расширенными глазами. (9)Когда девочка водит гребнем по волосам, рассыпавшимся на костлявые плечи, в волосах просверкивают искры - аж дух захватывает от такой дьявольщины.
Ответ: ______________________