Найти в Дзене

Поезда, которые имели начальной / конечной станцией Луганск / Ворошиловград (1907 - 2009)

Всем добрый день! Сегодня у нас история, которая началась очень давно и закончилась уже тоже достаточно давно. Надеюсь, что когда-нибудь железнодорожное сообщение с Луганском восстановят. Ведь это город, сыгравший огромную роль в становлении железных дорог в стране. Именно здесь в далёком 1896 году был заложен "Паровозостроительный завод Русского общества машиностроительных заводов Гартмана в Луганске". Это ж надо дать такое длинное название ) Проект инспектировал С.Ю. Витте, а Устав общества утвердил лично Николай II. Первый же паровоз был выпущен в 1900 году! Масштабы при производстве просто поражали. За один только предвоенный 1913 год было выпущено 66 паровозов разных модификаций. Причем работало всего лишь 5 тысяч рабочих ()при населении города около 30 тыс.). И это именно всего лишь, ведь труд был очень слабо механизирован. А в годы Гражданской войны он переключился на выпуск бронепоездов. В 1933 году по мощности это был крупнейший среди аналогичных заводов в Европе и второй в мире.

В годы войны часть мощностей успели эвакуировать в Алма-Ату. Часть осталась в занятом немцами городе и была очень сильно повреждена. Но уже в 1945 году снова началось производство. Считается, что всего до 1956 года было произведено около 12 тысяч паровозов. А потом новая линия, переход к производству тепловозов - известнейшие марки в стране.

В общем, понятно, что обойти такое место было бы несправедливо. И уже в справочнике 1907 года есть поезд, который имел конечной станцией Луганск. Номер 7/8. Приходил он в Луганск со стороны Курска - Белгорода. А вот затем... Ну не могу я понять логику навигации по этому изданию. В Курске точно оказывался именно этот поезд в / из Луганска. Но приходил он туда вроде как из Севастополя. По крайней мере, на участке Севастополь - Курск даётся расписание также поезда 7/8. Ну теоретически такое, конечно, возможно, но мне всё-таки кажется, что должен он был идти на Москву.

Итак, открываем таблицу 26 справочника 1907 года и начинаем изучать маршрут следования поезда № 7. Отслеживать время буду по крупным станциям, на которых был буфет, обозначенный рюмкой. Вот только поезд № 7 на многих из них стоял буквально считанные минуты, а потому шансов добежать до буфета все равно не было. Но на некоторых стоянка была десятки минут, и вот тогда вполне можно было основательно подкрепиться.

Ранние отправления были в моде и в 1907 году. Поезд отходил от начальной станции Луганскъ (так он тогда писался) в 05:50. И первая крупная остановка с буфетом была у него в Дебальцево, куда поезд прибывал в 09:00, а отправлялся далее в 10:00. После раннего подъема второй завтрак уже вполне бы не помешал. На 72 версты пути уходило 3 часа 10 минут. Средняя скорость около 24 км/ч.

Вот таким когда-то был вокзал на узловой станции Дебальцево:

Дебальцево. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Дебальцево. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

После Дебальцево была Алмазная (но там с буфетом за 8 минут стоянки никак; 10:50), Варварополье (тоже 8 минут; 11:20) и вот она - Попасная (12:30). И вот здесь можно было отобедать с чувством, с толком, с расстановкой. Поезд стоял на этой станции 3 часа 20 минут.

Попасная. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Попасная. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот потом долгих остановок не было очень продолжительное время. Лисичанск - 10 минут (17:06), Сватово - 10 минут (19:18). А вот затем в 21:25 был Купянск, где вас могли позвать на поздний ужин, ведь стоял поезд № 7 здесь аж 2 часа 36 минут, отправляясь далее в 00:01.

Купянск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Купянск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В 06:45 поезд прибывал в Бългород (Белгород). А вот дальше справочник однозначно посылает в таблицу № 44 и указывает для этого поезда как бы вилку - Курск в 20:10 и Севастополь в 07:00 на следующий день. То есть получается, что поезд как бы раздваивался??? Одна часть шла в направлении Москвы на Курск, а вторая на юг в Крым.

А вот с 1936 года тут уже всё читаемо. Если я правильно понимаю, то конечной станцией основного поезда из Ворошиловграда

был Харьков. Именно Харьков, а не Киев, так как Харьков до войны был третьим по величине городом страны с гораздо более развитой промышленностью. Из Ворошиловграда очередной поезд № 7 отправлялся в 22:53. В 00:55 он прибывал в Дебальцево. И здесь уже совсем другие скорости - около 39 км/ч. И ровно в 7 утра на следующий день был в Харькове. Итого время в пути 8 часов 7 минут. Средняя скорость вообще почти 47,5 км/ч.

Был и еще один поезд местного сообщения, как сейчас сказали бы - Ворошиловград - Бразоль. Да-да, в 1935 году Луганск переименуют в Ворошиловград. Он будет так называться до 1958 года, когда снова вернут название Луганск. А в 1970 году город снова станет Ворошиловградом. Участок протяженностью 27 км поезд преодолевал за 1 час 36 минут. Средняя скорость и вовсе менее 17 км/ч. Назад он отправлялся аж в 04:57 утра, а в Ворошиловграде был уже в 06:15.

Поезд Ворошиловград - Харьков присутствовал в расписании в первый послевоенный год. В 1946 году поезд № 68 отправлялся на Харьков в 17:26. В Дебальцево он был в 21:21. Видимо, серьезно пострадавшие в годы войны пути не давали двигаться со скоростью более 20 км/ч. Очень долго, конечно. Целый час (без одной минуты) поезд стоял в Дебальцево и в 22:20 отправлялся далее. в Харьков он прибывал в 13:00 на следующий день. То есть на участок 362 км от Дебальцево у него уходило 14 часов 40 минут. Средняя скорость тоже менее 25 км/ч. Ну а весь маршрут это аж 19 часов 34 минуты.

Был и еще один поезд с начальной станцией Ворошиловград - в Старобельск. На 114 км у него уходило 5 часов (туда - чуть меньше, назад - чуть больше).

А вот в 1969 году уже география прилично расширилась, но поездов из Москвы с конечной в Ворошиловграде не было:

  • Одесса - № 197/198, 10:46 - 11:20 (отправление - прибытие), 24 часа 34 минуты в пути;
  • Львов - № 121/122, 10:32 - 16:18, 29 часов 46 минут;
  • Киев (через Ясиноватую и Днепропетровск) - № 115/116, 18:30 - 16:30, 22 часа;
  • Киев (через Дебальцево, Лозовую, Полтаву) - № 19/20, 17:00 - 09:25, 16 часов 25 минут;
  • Харьков - № 205/206, 20:20 - 09:02, 12 часов 42 минуты. То есть даже близко мы пока не вернулись к довоенным показателям.

Вагоны беспересадочного сообщения шли на Адлер (причем зимой), Минск и Кисловодск.

Смотрим, удалось ли увеличить скорость к 1987 году (по предыдущим публикациям там скорее имело смысл говорить о замедлении).

  • Киев, что через Ясиноватую немного ускорили до 21 часа 29 минут;
  • Киев, что через Полтаву наоборот замедлился до 17 часов 14 минут.
  • Львов - замедлили на 34 минуты до 30 часов 20 минут;
  • Одесса - замедлился на 38 минут, но сохранился в расписании;

И вот впервые нам встречается Москва - поезд № 16 на Павелецкий вокзал, время в пути 19 часов 15 минут. И дополнительно Симферополь - время в пути 17 часов 38 минут.

В 600-х номерах я отыскал поезда Ворошиловград - Полтава, Ворошиловград - Донецк и Ворошиловград - Сумы.

Вагоны беспересадочного сообщения в Минск, Адлер и Кисловодск сохранились. И к ним добавилась еще Одесса.

Вокзал. Луганск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал. Луганск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а кризис 90-х очень сильно ударил и по экономике города, и по железнодорожному сообщению с ним. Здесь остался лишь поезд Луганск - Москва. Прибывал он на Курский вокзал столицы и был в пути 22 часа 51 минуту. Вагоны беспересадочного сообщения сохранились до Адлера и Кисловодска.

В 2004 году еще почти на час сохранилось время в пути московского поезда (время в пути 21 час 13 минут). Но появился вагон беспересадочного сообщения с Санкт-Петербургом. Еще на три минуты ускорят московский поезд в 2009 году. Сохранятся беспересадочные вагоны на Санкт-Петербург и вернется - на Кисловодск.

Вот такая вышла история. У меня убедительная просьба - воздержаться от политических комментариев. Этот канал - это точно не та площадка, где стоит обсуждать подобные темы. А вот попасть под ограничение искусственным интеллектом мы легко сможем, и меньше людей увидит эту статью. Спасибо, что читаете! До встречи на канале!