Найти тему
Лахта Центр

В РОСФОТО покажут «Вечную классику»


Выставку с таким названием и подзаголовком «Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии» можно увидеть в самом центре Петербурга, возле Исаакиевской площади, на Большой Морской улице, 35.

Тема пейзажа — вечная.

Стефано Чиол (Stefano Ciol). Отражаться #A, 2020. Пигментный отпечаток на хлопковой бумаге
Стефано Чиол (Stefano Ciol). Отражаться #A, 2020. Пигментный отпечаток на хлопковой бумаге

Но, несмотря на это, всегда разная. Фотография предоставляет необъятные возможности автору, избравшему для себя этот жанр, — и зрителю, который невольно замирает перед завораживающей картиной отдаленных от повседневных глаз обывателя видов.

Марико Мацумото (Mariko Masumoto). Из серии «Синхронизация», 2019. Пигментный отпечаток на хлопковой бумаге
Марико Мацумото (Mariko Masumoto). Из серии «Синхронизация», 2019. Пигментный отпечаток на хлопковой бумаге

Выставка демонстрирует преемственность и взаимосвязь классических традиций печатной графики (гравюры, литографии, других разновидностей офорта) и пейзажной фотографии, основанных на эстетике одушевления природных мотивов и художественных началах пикториальной светописи. В конце XIX — начале XX века именно пикториалисты первыми в фотографии стали трансформировать реальные виды окружающего ландшафта в метафизические видения, призывая зрителя к размышлению о красоте, гармонии, спокойствии и вечности. Сегодня каждый из авторов выставки продолжает традиции своих предшественников и побуждает нас не пробегать мимо, а замереть, лицезрея неуловимые, казалось бы, состояния природы. Всё это позволяет уйти от суеты повседневности и погрузиться в безмолвную тайну мироздания.

Энзо Криспино (Enzo Crispino). За пределами видимого #8, 2012. Пигментный отпечаток на баритовой бумаге
Энзо Криспино (Enzo Crispino). За пределами видимого #8, 2012. Пигментный отпечаток на баритовой бумаге
Питер Миллер (Peter Miller). Утро, 2012. Фотогравюра на хлопоковой бумаге
Питер Миллер (Peter Miller). Утро, 2012. Фотогравюра на хлопоковой бумаге

Не в последнюю очередь столь сильного эффекта воздействия на зрителя удается достичь благодаря «рукотворности» представленных фотографий. Это ни в коем случае не иллюстрации, не «репродукции действительности» и даже не только изображения, но вполне осязаемые объекты, обладающие собственной тональностью и фактурой, — многие из представленных пигментных отпечатков выполнены на хлопковой бумаге ручного литья, другие созданы в техниках фотогравюры, калотипии или имитируют цианотипию. Всё это, безусловно, вновь и вновь подчеркивает значимость фотографии в ряду других пластических искусств.

Хан Санг Пиль (Han Sung Pil). Водопад Атабаска 1 Национальный парк Джаспер, Канада, 2021. Цифровая печать
Хан Санг Пиль (Han Sung Pil). Водопад Атабаска 1 Национальный парк Джаспер, Канада, 2021. Цифровая печать
Станислав Макаров. Батумский берег, 2002. Гуммипигментный отпечаток
Станислав Макаров. Батумский берег, 2002. Гуммипигментный отпечаток

В экспозиции представлены произведения десятков фотографов со всего мира, среди них пионер фотогравюры Питер Миллер и классик фотоискусства Фрэнк Дитури. Однако особое внимание привлекают работы Станислава Макарова, профессора Новой академии изящных искусств им. Тимура Новикова, выполненные в редких техниках гуммипигментной и альбуминовой печати, а также пейзажи председателя Союза фотохудожников Санкт-Петербурга Александра Дымникова.

Марико Мацумото (Mariko Masumoto). Из серии «Синхронизация», 2022. Пигментный отпечаток на хлопковой бумаге
Марико Мацумото (Mariko Masumoto). Из серии «Синхронизация», 2022. Пигментный отпечаток на хлопковой бумаге
Марио Видор (Mario Vidor). Пейзаж с кустом и облаками, 2020-е. Пигментный отпечаток на хлопковой бумаге
Марио Видор (Mario Vidor). Пейзаж с кустом и облаками, 2020-е. Пигментный отпечаток на хлопковой бумаге

Выставку «Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии» в РОСФОТО можно посетить до конца июня.

Фрэнк Дитури (Frank Dituri). Сельские виды #3, 2022. Цифровая печать
Фрэнк Дитури (Frank Dituri). Сельские виды #3, 2022. Цифровая печать

Текст: Артем Классен, журналист, коллекционер, историк фотографии

#этонадовидеть