Выставку с таким названием и подзаголовком «Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии» можно увидеть в самом центре Петербурга, возле Исаакиевской площади, на Большой Морской улице, 35.
Тема пейзажа — вечная.
Но, несмотря на это, всегда разная. Фотография предоставляет необъятные возможности автору, избравшему для себя этот жанр, — и зрителю, который невольно замирает перед завораживающей картиной отдаленных от повседневных глаз обывателя видов.
Выставка демонстрирует преемственность и взаимосвязь классических традиций печатной графики (гравюры, литографии, других разновидностей офорта) и пейзажной фотографии, основанных на эстетике одушевления природных мотивов и художественных началах пикториальной светописи. В конце XIX — начале XX века именно пикториалисты первыми в фотографии стали трансформировать реальные виды окружающего ландшафта в метафизические видения, призывая зрителя к размышлению о красоте, гармонии, спокойствии и вечности. Сегодня каждый из авторов выставки продолжает традиции своих предшественников и побуждает нас не пробегать мимо, а замереть, лицезрея неуловимые, казалось бы, состояния природы. Всё это позволяет уйти от суеты повседневности и погрузиться в безмолвную тайну мироздания.
Не в последнюю очередь столь сильного эффекта воздействия на зрителя удается достичь благодаря «рукотворности» представленных фотографий. Это ни в коем случае не иллюстрации, не «репродукции действительности» и даже не только изображения, но вполне осязаемые объекты, обладающие собственной тональностью и фактурой, — многие из представленных пигментных отпечатков выполнены на хлопковой бумаге ручного литья, другие созданы в техниках фотогравюры, калотипии или имитируют цианотипию. Всё это, безусловно, вновь и вновь подчеркивает значимость фотографии в ряду других пластических искусств.
В экспозиции представлены произведения десятков фотографов со всего мира, среди них пионер фотогравюры Питер Миллер и классик фотоискусства Фрэнк Дитури. Однако особое внимание привлекают работы Станислава Макарова, профессора Новой академии изящных искусств им. Тимура Новикова, выполненные в редких техниках гуммипигментной и альбуминовой печати, а также пейзажи председателя Союза фотохудожников Санкт-Петербурга Александра Дымникова.
Выставку «Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии» в РОСФОТО можно посетить до конца июня.
Текст: Артем Классен, журналист, коллекционер, историк фотографии
#этонадовидеть