В Астане отрицают продажу старых советских истребителей и штурмовиков Киеву. Однако многие эксперты не исключают, что списанные военные самолеты могут по частям передать Украине, а дальше они еще могут послужить ВСУ. Например, в качестве доноров или запчастей для украинских Су-24 и Су-27.
О сделке стало известно еще в ноябре 2023 года, но только в начале 2024 года власти Казахстана озвучили подробности. На продажу поступили якобы негодные к дальнейшей эксплуатации истребители – около 117 единиц. При этом неназванная казахская компания выкупила более 80 единиц техники.
Американцы купили через посредников технику СССР
Сразу оговорюсь, что впервые информация о выкупе военных самолетов у Казахстана для передачи ВСУ появилась в украинских СМИ, а чуть позже и в российских. И логика в этом действительно есть, ведь не составляет особого труда выкупить истребители по частям для доставки на Украину. Практически все военные телеграм-каналы и эксперты сошлись на мнении, что даже старые самолеты могут сгодиться для ремонта рабочей техники.
Интересно, что Су-24 и МиГ-29 выкупали не напрямую, а через компании-прокладки. По сути, американцы пытались замести следы и оставить эту сделку в тайне. Но в наш век цифровых технологий сложно утаить даже иголку в стоге сена. По разным оценкам, Казахстан мог продать не только старые Су-24, но и более интересную технику. В частности, речь идет о продаже через аукцион МиГ-27 и МиГ-29.
Напомню, что ВСУ используют МиГ-29 для запуска британских ракет. Истребители нужно было лишь немного доработать, после старая техника начала принимать любые современные ракетные комплексы.
Реализацией самолетов якобы под утилизацию занималось государственное предприятие. Правда, в компании «Казспецэкспорт» отрицают, что техника пошла на экспорт. Чиновники утверждают, что истребители выкупали только казахстанские компании, имеющие лицензию на утилизацию военной продукции.
И с этим утверждением не поспоришь. Разумеется, технику продавали вполне легально и с учетом законов Казахстана. Вот только никто не знает, что этими самолетами стало дальше. Понятие «обязательная ликвидация» абсолютно ничего не значит. Если речь идет о фирмах-прокладках, то самолеты могли по частям переправить на Украину.
Например, военный телеграм-канал «Рыбарь» считает, что казахи вполне могли схитрить. Не стоит забывать, что ранее в Астану прилетала американская делегация. Конечно, они не просто хотели попробовать плов и отдохнуть, а решали важные геополитические вопросы. Кроме того, казахстанские оборонно-промышленные компании и ранее были задействованы в «серых» схемах экспорта боеприпасов и техники на Украину.
Как можно использовать советские истребители?
На самом деле вариантов использования такой техники более чем достаточно. Все зависит от состояния самолетов, а Казахстан не раскрывает подробности. В сети можно найти только несколько заявлений в духе: «Техника была очень старой и негодной для дальнейшей эксплуатации.».
Однако нам важно обратить внимание на опыт ВСУ в восстановлении техники со старых советских складов. Украина неплохо научилась собирать из 2-3 самолетов одну рабочую модификацию, готовую к полетам. Более того, аналогичные истребители и бомбардировщики до сих пор взлетают с западных аэродромов и регулярно пускают ракеты Storm Shadow в сторону Крыма.
Любые законы можно обойти, в том числе обязательства утилизировать технику. Штрафы минимальные, а если в этой схеме замешано правительство, то и бояться нечего. Вполне вероятно, что казахские компании могли перепродать самолеты, например отправить США или фирмам из Европы.
Касательно использования самолетов, то тут будет только два варианта:
1. Старые истребители и бомбардировщики можно восстановить. Даже если речь идет о нескольких единицах, то это уже большое усиление ВВС Украины. Учитывая, что опыт в такой работе есть, техника действительно может взлететь.
2. Второй вариант связан с донорством. То есть Киев может использовать готовую базу запчастей для ремонта Су-24 и другой техники. Правда, никто толком не понимает, в каком состоянии находилась техника на казахских складах.
Нужны ли Киеву эти самолеты?
Хороший вопрос, ведь Украина ожидает поставки американских F-16. Конечно, в условиях ведения столь интенсивных боевых действий любая техника сгодится. ВСУ уже второй год закупают старые истребители в странах Европы и собирают бомбардировщики из подручных средств.
Как минимум казахская техника сгодится в качестве запасного материала, а как максимум – еще может полетать. С другой стороны, восстановление столь древних истребителей вряд ли возможно в ближайшее время.
В любом случае дальнейшее передвижение Су-24 и МиГ-29 мы сможем отследить только после изучения воздушного пространства над Украиной. Казахстан не будет раскрывать все карты, но попытается получить максимум с таких полулегальных поставок.