Сергей Лукьяненко невероятно прославился, когда ровно 20 лет назад, в 2004 году, вышел фантастический фильм «Ночной Дозор». Его снял известный кинорежиссер Тимур Бекмамбетов. За первые 4 дня картину посмотрели 2 миллиона человек. Её называли первым российским блокбастером.
Действие происходит в современной Москве. Помимо привычного мира людей, оказывается, существует еще и мир Иных. Молодой мужчина Антон Городецкий (его играет Константин Хабенский) приходит к колдунье, чтобы вернуть жену, которая ушла к другому.
Тут он замечает странных людей в спецодежде. Оказывается, это сотрудники Ночного Дозора. Картина имела невероятный успех в прокате. А в 2005 году вышел «Дневной дозор», тоже снятый Тимуром Бекмамбетов. Этот фильм стал первым в истории российского кинематографа, когда кассовые сборы превысили 1 миллиард рублей (10 миллионов евро).
Впрочем, вполне возможно, что рано или поздно режиссеры снимут с таким же успехом и другие «Дозоры», ведь у Сергея Лукьяненко их целая серия, связанная общими главными героями, - «Сумеречный Дозор», «Последний Дозор», «Новый Дозор», «Шестой Дозор», ну и так далее.
Правда, тут тот случай, когда скоро очередной роман пишется, да не скоро фильм снимается. А воображение у гостя сегодняшнего «Кабачка «7 секретов» и впрямь невероятное.
Отметим, что творчество писателя-фантаста было отмечено многими литературными премиями - «Странник», «Звёздный мост» и др. Сценарий фильма «Ночной Дозор», написанный самим Лукьяненко, был отмечен премией Европейского общества научной фантастики.
А на днях в московском книжном магазине «Библио-Глобус» состоялась творческая встреча с Сергеем Васильевичем. Он охотно пообщался со своими поклонниками. Предлагаем наш вариант вопросов и ответов.
НАША СПРАВКА
Сергей Лукьяненко живет в Москве с 1996 года. Он родился еще в советское время в казахстанском городе Каратау. После школы поступил а Алма-Атинский государственный медицинский институт на врача-психиатра.
Начал писать в конце 1980-х годов. Первый успех пришел после публикации рассказа «За лесом, где подлый враг» в журнале «Уральский следопыт». Его перепечатывают в США и в других странах.
Молодого перспективного автора замечают в литературных кругах. Примечательно, что 35 лет назад Сергей приезжал в Юрмалу на семинар писателей-фантастов «Дубулты-89», где познакомился со многими коллегами. О чем до сих пор вспоминает с добрыми чувствами.
После окончания медвуза в 1992 году работал по специальности - врачом-психиатром. Но потом решил посвятить себя творчеству. Устроился замглавного редактора журнала фантастики «Миры». Кроме того, начал вести отдел фантастики в журнале «Заря».
Жестокие условия контракта
- С выхода «Ночного Дозора» прошло уже 20 лет. А «Дневной Дозор» появился 19 лет назад. Киношники больше ничего не планируют снять по «Дозорам»?
- Знаете, если я вам сейчас что-то расскажу, то ночью ко мне придут маленькие страшные зверьки и загрызут меня насмерть. А если говорить серьезно, то кое-что как раз сейчас делается в этом направлении.
Но ничего конкретного не могу раскрыть. Потому что связан очень жестокими условиями контракта. Есть такие юристы-крючкотворы, что лучше и не пытаться что-то сказать или даже намекнуть. Потом проблем не оберешься.
Но могу рассказать о других проектах. Скажем, о большом сериале по роману «Черновик». Его начинали в свое время с большим энтузиазмом и с моим участием, а потом продюсерам что-то не понравилось в сценарии.
Начались творческие разногласия. И они стали снимать уже без меня. И начали все переделывать так, как им нравится. Их концепцию я посчитал неприемлемой, после чего отошел в сторону.
«Делайте уже без меня!» - я заявил. Сейчас там работают другие сценаристы. Надеюсь, они не испортят все окончательно. Как бы там ни было, я вовсе не против, чтобы сериал все же вышел.
Конечно, после двух «Дозоров» хочется довести до ума хотя бы еще какой-нибудь кинопроект из этой серии... Хотя есть и другие проекты. Скажем, экранизация романа «Лабиринт отражений».
Она началась уже давно. Но потом все остановилось. Сейчас работа заметно интенсифицировалась. Хотя до того стояла не один год. Я давно уже понял, что в кино не все так быстро, как хочется.
А еще я убедился в справедливости слов главного злодея из фильма «Пятый элемент», который сказал так: «Если хочешь что-то сделать, то сделай это сам».
Хоть тушкой, хоть чучелом
- Вы довольно критически отзываетесь о кинодеятелях. Но разве они с вами не советуются?
- К сожалению... Сегодня я уверен на все сто: когда отдаешь книгу на экранизацию, нужно контролировать весь съемочный процесс. Хоть тушкой, хоть чучелом проникать везде...
Иначе все превратится непонятно во что. В чем я, увы, не раз убеждался. Тут большого секрета нет: к мнению авторов книг в кино крайне редко прислушиваются. Это напрямую коснулось и меня.
Как правило, автор, поставивший свою подпись в ведомости о том, что он получил ту или иную денежную сумму, затем просто-напросто отстраняется от дальнейшего съемочного процесса. Грубо говоря, он смело может идти лесом.
Потом уже сами продюсеры единолично решают, что делать с книгой. Под их чутким руководством работает и режиссер, и другие участники съемочного процесса.
Нередко писатель, увидев на экране то, что сделали с его произведением, до конца своих дней зарекается ходить в кино. Впрочем, бывают и вполне покладистые авторы.
Они говорят просто: «Ладно, положите пачку денег вот в этот ящичек и забирайте мою книгу. Делайте с ней все, что вам заблагорассудится, я все равно не буду ничего смотреть». Но ясно одно: практически все авторы испытывают очень грустные чувства, когда они видят фильмы по своим книгам.
- Но вы ведь и сами принимали участие в написании сценариев...
- И тем самым сам отвечал за все эти отступления от сюжета. Получается, я тоже виноват, что получилась такая экранизация. Но с моей стороны это был все же не злой умысел. Сняли так, как смогли.
Но я против диктата и навязывания там, где можно обойтись без этого. Всегда можно пойти на уступки, согласовав все так, чтобы автор тоже был более-менее доволен. Но тут нужна добрая воля продюсеров. Но зачем им возиться с автором? Гораздо проще его мнение проигнорировать...
Хотя это, конечно, вовсе не значит, что в кино изначально присутствует какой-то злой умысел все исказить и перевернуть. Скажем, когда делали «Дозоры», то искренне хотели снимать максимально близко к тексту.
Но потом оказалось, что это физически невозможно. В любом случае, на мой взгляд, то, что в итоге получилось, - еще не самый плохой вариант. Могло быть и хуже (улыбается).
Мечтать о Голливуде не вредно
- Вы хотели бы, чтобы какой-нибудь ваш «Дозор» сняли в Голливуде?
- А почему бы и нет? Вопрос в другом. Голливуд покупает права на экранизацию огромного количества сценариев и книг. Но что толку? Я читал, что у Голливуда есть права на экранизацию и книг братьев Стругацких, и книг Станислава Лема, и многих, многих других.
Наверное, легче сказать, на что у него нет прав. Судя по всему, на все книги более-менее крупных авторов. Как гласят легенды, у Голливуда есть даже права на самого Эрнеста Хемингуэйя. Ну и что? Где фильмы? Тексты лежат, а никто ничего не снимает.
Знаменитый писатель-фантаст Гарри Гаррисона как-то рассказывал, у него еще лет двадцать или даже тридцать назад купили «Крысу из нержавеющей стали». После чего каждый год ему платят по 20 тысяч долларов, продлевая право на экранизацию. Гарри Гаррисон прокомментировал ситуацию так: «Ну что ж, хоть фильм и не вышел, но, по крайней мере, это вещь меня кормит».
Так что у меня совершенно нет каких-либо планов относительно Голливуда. Хотя и понимаю, что в отношении этой Фабрики грез тоже запросто можно строить иллюзии, что, мол, сейчас ко мне обратятся и купят авторские права.
И даже денег заплатят. Но, как вы понимаете, еще не факт, что потом что-то снимут. Знающие люди давно уже поняли, что Голливуд это очень хитрая машина, которая перемалывает все на свете.
Так что даже если у меня что-то там и купят, я к этому отнесусь без всякого экстаза. Никто не предскажет, что из этого в итоге выйдет.Но ясно, что мечтать о Голливуде действительно не вредно (смеется).
Психотерапевтическое средство
- Интересно, а в вашей жизни происходит что-то мистическое и загадочное? Или все это только в ваших произведениях...
- Сама жизнь очень загадочная вещь. Она полна удивительных совпадений и случайностей. Иногда понимаешь, что нет никакого смысла придумывать какие-то чудеса.
Их и так кругом полным-полно. Я считаю, что чудо уже сам факт того, что мы существуем на этом свете. И никто не может сказать, почему так происходит.
- Кто-то любит фантастику, а кто-то ее полностью игнорирует.
- Все зависит от потребности человека. Мы ведь все разные. Что такое фантастика? По большому счету, это успокоительная пилюля. Обезболивающее средство. Иногда и тонизирующее.
В общем, три в одном. Не все виды литературы обладают таким комплексным воздействием. Для кто-то фантастика это развлечение, для кого-то - уход от достаточно серой, скучной и обычной жизни.
Кого-то не устраивает окружающий мир. Возможности изменить его нет, зато можно нырнуть в вымышленный книжный мир. Я считаю, что это прекрасно. Пусть человек лучше читает, чем хватает топор и бежит на улицу с криками: «Я вас всех ненавижу!»
Или отправляется в магазин за очередной бутылкой, чтобы забыться в глубоком похмелье. Увы, это тоже один из способов отключиться от существующей действительности.
Мне кажется, если выбирать между разными способами ухода от реальности, то книге нет равных. Так что лучше читать — причем не только фантастику - чем напиваться.
Хорошая книга - это точно настоящее чудо. Благодаря ей человек может изменить и свою жизнь, и мир вокруг себя. В свое время говорили, что лучший подарок — это книга. И правильно говорили.
К сожалению, сейчас книги уже практически не дарят. В любом случае, я уверен, что фантастика действительно может оказать настоящее психотерапевтическое воздействие на человека. Надеюсь, мои книги — не просто развлечение.
- Что сами читаете?
- Ну точно не одну сплошную фантастику. Я не настолько замкнут на этом жанре. Некоторые даже детей называют именами любимых героев. Нет, я люблю просто интересные книги.
Хотя, конечно, особенно мне нравится фантастика. Слежу за новинками. И даже перед этой встречей прошелся по магазину, накупил книжек. Причем не только для себя, но и с расчетом на старшего ребенка. Я ведь еще и папа...
- Желаем дальнейших творческих успехов!