Даша в целом довольна своей жизнью, у нее крепкая семья, любящий муж и дети. Единственное, что ей очень мешает жить - это сильный страх авиаперелетов. Когда предстоял полет, она начинала волноваться за несколько дней. Постоянно проверяла прогноза погоды в день вылета, чтобы убедиться, что не будет грозы. Ночью накануне вылета она не могла уснуть, в голове мелькали образы авиакатастроф о которых она читала. В день вылета она менялась до неузнаваемости.
Во время посадки в самолет, Даша с усилием старалась заметить что-то необычное, прислушивалась к звукам запуска двигателей. "Вдруг что-то не так?". При отрыве самолета от земли она закрывала глаза, сжимала подлокотники, напрягалась всем телом и начинала читать молитву. Выпитый бокал виски перед вылетом ее немного успокаивал и теперь ей не терпелось выпить еще один, чтобы еще расслабиться. Когда самолет набирал высоту она наконец осмеливалась открыть глаза и отпустить подлокотники, но напряжение не исчезало до самого конца полета: при малейшем толчке, Даша снова сжимала кулаки и начинала читать молитву. После приземления Даша чувствовала себя настолько измотанной, что сил на что-либо еще просто не оставалось и остаток дня она проводила в кровати номера отеля.
У Даши изолированная фобия – страх, который без видимой причины привязан к определенному стимулу. К самым распространенным изолированным фобиям относятся:
1. Арахнофобия - боязнь пауков.
2. Акрофобия - боязнь высоты.
3. Клаустрофобия - боязнь закрытых пространств.
4. Аэрофобия - боязнь полета или страх перед самолетами.
5. Энтофобия - боязнь насекомых.
6. Гермафобия - боязнь грязи и бактерий.
7. Трипанофобия - боязнь инъекций.
8. Агорафобия - боязнь открытых пространств.
9. Аквафобия - боязнь водных пространств и глубины.
10.Дентофобии - боязни стоматологов.
Происхождение изолированных фобий у людей остается неясным. Однако общепризнано, что все изолированные фобии универсальны для всех культур. Эти страхи скорее врожденные, чем приобретенные, так как вызывают сильную реакцию уже при первой встрече. Изолированные фобии обычно образуются вокруг определенных раздражителей, например, чаще животных, чем цветов. Это предполагает эволюционную адаптацию, помогавшую нашим предкам выжить в опасных условиях первобытного мира. Избегание таких угроз, как змеи, пауки, высота или бурные глубокие реки, вероятно, способствовало выживанию. Даже современные фобии, такие как туннели или самолеты, могут быть связаны с первобытными инстинктами, связанными с такими рисками, как опасность нападения в пещере или падение с высоты.
Изолированные фобии, связанные с кровью, травмами и инъекциями, вызывают отличную реакцию на страх. Обычно сильную тревогу вызывает вид крови, особенно собственной, и проявляется ощущением тошноты и головокружения, часто приводящем к предобморочному состоянию. В отличие от типичного адреналинового ответа бегства или борьбы в опасных ситуациях, в случаях страха крови - частота сердечных сокращений замедляется, а артериальное давление падает. Считается, что эта реакция тоже имеет эволюционные корни и служит механизмом предотвращения значительной кровопотери за счет уменьшения кровопотери за счет снижения артериального давления и замедления сердечного ритма. С другой стороны, это может быть сродни тактике выживания, похожей на симуляцию смерти, которую древние люди использовали, чтобы перехитрить хищников. Независимо от теории, очевидно, что такие физиологические реакции сыграли решающую роль в выживании человека в доисторическом прошлом и передались нам генетически.
Есть 2 теории происхождения изолированных фобий: первая гласит, что страхи являются врожденными и отсылает нас к адаптационному механизму наших предков; вторая теория связана с механизмом научения, то есть когда человек сам переживает болезненные последствия чего-либо или видит, как их переживают или боятся другие. Вторая теория была доказана экспериментально: У 11-летнего мальчика был пушистый друг - домашний кролик. Исследователи решили научить мальчика бояться своего домашнего питомца. Каждый раз, когда мальчик видел своего кролика экспериментаторы издавали сильный металлический звон, которого ребенок пугался. Результат не заставил себя долго ждать: мальчик начал ассоциировать своего милого кролика со страшным шумом, и стал избегать встреч с ним. Даже когда шум больше не появлялся, мальчик все равно избегал встречи со своим питомцем. Это классический случай условного рефлекса по Павлову.
Но вот вопрос: почему страх сохраняется, даже когда негативный стимул исчез? Почему мальчик научился бояться кролика, но не может самостоятельно научиться больше его не испытывать? Ответ в теории двухфазной модели обучения. Первая фаза - усвоение страха, а вторая - его удержание. Именно в период сохранения страха мы ощущаем страх и избегаем страшного объекта. Мальчик начал избегать кролика, чтобы не чувствовать тревогу. Именно избегание страшного подкрепляет сам страх. До тех пор пока мы не столкнемся с объектом страха, мы вряд ли перестанем его бояться. Так что мы можем "разучить" себя бояться, встретившись со страшащим объектом и убедившись в его безопасности. Такое «разучивание» станет для нас важным инструментом в борьбе с тревогой.