К 140-летию со дня рождения Николая Петровича Крымова (20 апреля/2 мая 1884, с. Померанье, Новгородская губерния – 6 мая 1958, Париж)

Фотография Н.П. Крымова из альбома с фотографиями учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. 1907 г. РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 3.
Фотография Н.П. Крымова из альбома с фотографиями учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. 1907 г. РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 3.
«Изображение художником
видимой им красоты в предметах
есть творчество».
Н.П. Крымов

Ученик Валентина Серова, друг Константина Коровина, почитатель Ильи Репина, Исаака Левитана и Михаила Врубеля, – Николай Петрович Крымов с юношеских лет впитывал в себя все то самобытное, русское, талантливое, что было создано лучшими мастерами реалистического искусства. К тому же он происходил из «потомственной» семьи художников: художником был его прадед, его отец – художник-портретист и педагог Петр Алексеевич Крымов, художником-жанристом и так же педагогом был и старший брат Николая – Василий.

Его вдохновляла прекрасная русская природа с ее широкими просторами, полями, лесами, могучими реками. В своих картинах он раскрывал не только свои личные переживания, навеянные природой, но и все ее величие и многообразие, во всем ее очаровании.

Фотография Н.П. Крымова. Б.д. РГАЛИ. Ф. 2615. Оп. 1.
Фотография Н.П. Крымова. Б.д. РГАЛИ. Ф. 2615. Оп. 1.

Склонность Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет, и какими бы живописными экспериментами он не увлекался, в основе его творчества всегда лежало живое восприятие мира.

В 1904 году юноша триумфально поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, несмотря на сложное задание и неудачное место при прохождении экзамена. Из шестисот экзаменовавшихся приняли всего сорок человек – Крымов стоял в списке вторым. Его личное дело хранится в фонде Училища живописи, ваяния и зодчества РГАЛИ (Ф. 680). Материалы личного дела подтверждают его успешную учебу и перевод с архитектурного на живописное отделение к А.М. Васнецову, в фигурный класс Н.А. Касаткина.

Рисунок Н.П. Сапунова «Член Союза Р.Х. Н.П. Крымов». 1910 г. РГАЛИ. Ф. 2615. Оп. 1.
Рисунок Н.П. Сапунова «Член Союза Р.Х. Н.П. Крымов». 1910 г. РГАЛИ. Ф. 2615. Оп. 1.

На выставке Союза русских художников в 1911 году Крымов показал спокойные, гармоничные пейзажи, отмеченные почти классической уравновешенностью композиции и мягкой пластичностью форм. К этому же времени относится начало работ Николая Петровича в театре, вплоть до 30-х годов он с большим увлечением работал как театральный художник. В РГАЛИ хранятся материалы, связанные с театральными работами во МХАТе – эскизы театральных костюмов, мебели, декораций к пьесе А.Н. Островского «Горячее сердце», а также работы к опере «Золотой петушок» для музыкальной студии К.С. Станиславского. На некоторых эскизах стоят пометы Константина Сергеевича с высокой оценкой творчества художника.

Диплом Международной выставки искусства и техники в Париже. 1937 г. РГАЛИ. Ф. 2615. Оп. 1.
Диплом Международной выставки искусства и техники в Париже. 1937 г. РГАЛИ. Ф. 2615. Оп. 1.

В 1920 году Крымов начал преподавать во ВХУТЕМАСе, позднее – в Полиграфическом институте, а затем при Пречистенском практическом институте. Его можно назвать превосходным педагогом: он обладал обширными знаниями, был уверен в своей системе и теории, сформулированной в четких и понятных положениях. Студенты безгранично уважали своего учителя. В статье «Прекрасный художник, любимый учитель» мы можем прочитать следующие воспоминания учеников о своем учителе: «трудно описать особый испытывающий взгляд Николая Петровича, как бы пронизывающий насквозь. И до чего же разнообразны были оттенки, нюансы крымовского пронзительного взгляда: от иронии до теплой, согревающей улыбки. Николай Петрович умел как-то особенно лукаво подмигивать, оживляя занятия разными веселыми историями. С первых же дней знакомства мы были покорены обаянием Крымова и буквально боготворили его» (РГАЛИ. Ф. 2615.).

Н.П. Крымов. Пейзаж. 1910-1950-е гг. РГАЛИ. Ф. 2615. Оп. 1.
Н.П. Крымов. Пейзаж. 1910-1950-е гг. РГАЛИ. Ф. 2615. Оп. 1.

Крымова ценили и ценят не только за его практическую деятельность пейзажиста. Это один из немногих художников-теоретиков, который ясно сформулировал теорию тоновой живописи.

Он вошел в историю русского искусства как поэт русской природы, которую мы знаем и любим с детских лет. Его пейзажи вызывают у зрителей целый ряд ассоциаций, настолько они кажутся знакомыми и близкими.

Значение Крымова в деле становления и развития реалистического искусства сложно переоценить, его можно назвать звеном, соединяющим непрерывную цепь развития замечательного пейзажа от предшественников – Поленова, Левитана, Серова, Коровина к молодому поколению художников.

Н.П. Крымов. Эскиз портрета С.М. Буденого. РГАЛИ. Ф. 2615. Оп.1.
Н.П. Крымов. Эскиз портрета С.М. Буденого. РГАЛИ. Ф. 2615. Оп.1.

* * *

Документы Николая Петровича Крымова, связанные с работой в театре, были переданы в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) его учеником Сергеем Павловичем Викторовым в марте 1966 года.

Позднее племянница художника, Александра Львовна Лидова, передала в архив эскизы, автобиографию, афиши, пригласительные билеты, вырезки из газет, письма и фотографии Н.П. Крымова.

В настоящее время фонд № 2615 «Крымов Николай Петрович (1884-1958) – художник» содержит 33 единицы хранения, временные рамки которых охватывают 1890-е – 1959 годы.

Помимо этого, фотографии юношеских лет и личное дело Крымова Николая Петровича хранятся в фонде Училища живописи, ваяния и зодчества (Ф. 680) и статья искусствоведа Муратова П.П. «Крымов» - в фонде Городской художественной галереи П.М. и С.М. Третьяковых (Ф. 646).

Н.Ю. Грянченко,
главный специалист РГАЛИ