Знаете, что я чаще всего замечаю, гуляя по Москве? Что мы, привыкая к тем или иным местам, совершенно перестаем видеть детали. И перестаем думать о том, что можем и здесь найти что-то необыкновенное, что видели сотни раз, но на что ни разу толком не обращали внимание.
Столько раз я гулял по Маросейке. Столько раз любовался храмом Косьмы и Дамиана
и усадьбой Румянцева-Задунайского.
Но почему я ни разу не остановился возле этого здания по соседству с ними – сегодня для меня большой вопрос.
Конечно, видел. Конечно, обращал внимание. Но чтобы специально остановиться, рассмотреть в деталях, а придя домой, прочитать о нем и уж тем более написать – не бывало.
(3 фото)
Тем не менее, оно заслуживает ничуть не меньшего внимания, чем перечисленные выше архитектурные жемчужины.
И при этом совершенно не характерно для Москвы.
Собственно говоря, все основное производство, принадлежавшее Российско-Американской резиновой мануфактуре «Треугольник» с 1908 года располагалось в Санкт-Петербурге, за исключением одной небольшой московской резиновой фабрики.
Возможно, как раз поэтому для административного здания «Треугольника» в Москве избрали гораздо более характерный для Питера, чем для Первопрестольной...
...Стиль северного модерна с неоклассицизмом
Его построили на Маросейке в 1914-1916 годах по проекту русского архитектора польских кровей Мариана Людвига Станиславовича Лялевича. Тот немало потрудился и в Варшаве, и в Петербурге с Москвой. В Москве, правда, меньше всего.
Зато в северной столице он, академик архитектуры Императорской Академии художеств, являлся председателем местного Общества архитекторов и Общества архитекторов-художников.
Видимо, жизнь и работа в Петербурге наложили на зодчего неизгладимый отпечаток. Настолько, что эта его московская работа, как замечали современники, подозрительно напоминала торговый дом Мертенса, который он же выстроил в 1911-1912 годах на Невском проспекте.
Но, так или иначе...
...Здание в Москве получило монументальный вид
Четырехэтажное, с рустованным под грубый дикий камень первым этажом, а окна со второго по четвертый этажи словно представляют собой единые полукруглые арки, разделенные ионическими парными полуколоннами (7 фото).
А на самом верху, на волютах над арками окон расположились изваяния греческой богини мудрости, войны, стратегии и тактики Афины.
Рассказывая об этом доме, многие источники указывают, что владели им предприниматели и меценаты, потомственные дворяне и домовладельцы братья Сергей и Василий Берги.
Помимо прочего, Сергей Павлович Берг являлся коллежским асессором и казначеем Общества вспомоществования ученикам гимназии Григория Шелапутина, а Василий Павлович – титулярным советником и членом совета Московской глазной больницы.
Впрочем, читая и о братьях Бергах, и о самой мануфактуре, я не нашел ни единого намека на то, что они были хоть как-то связаны. Посему за достоверность этого факта не поручусь. Да и в справочниках и архивах об их связи с этим домом тоже ничего не сказано... Прямо как и в истории о вчерашнем моем архитектурном персонаже.
А вот доходным домом Еремеевых на Маросейке, 2/15 они оба совершенно точно владели. И, к слову сказать, один из подразумеваемых братьев, Сергей Павлович – тот самый, кто владел особняком в Денежном переулке.
Но, так или иначе, думаю, что...
...Стоит рассказать, хотя бы кратко, и о самой мануфактуре
В ее многочисленных, оборудованных по последнему слову техники, цехах производились галоши, приводные ремни, газопроводные трубы, клапаны для насосов и вентилей, а также резиновые медицинские принадлежности. А в годы Первой мировой войны – автомобильные покрышки и противогазные маски (7 фото).
Комплекс фабрики состоял более чем из 80 корпусов. Имелись также школа на 500 детей рабочих, амбулатория, аптека, пансионат, бесплатная больница, магазины, клуб и жилые дома для всего персонала.
После революции...
...Здание на Маросейке отошло государству
Разумеется, национализировали и саму мануфактуру в городе трех революций, которую в июне 1918-го оригинально переименовали в «Красный треугольник».
В Москве, в доме на Маросейке, в разные годы размещались «Резинотрест», Научно–исследовательский институт резиновой промышленности и Министерство химической промышленности СССР.
Здесь с 1968 по 1987 год трудился руководитель советской промышленности, министр машиностроения СССР Вячеслав Васильевич Бахирев, удостоившийся в 1976 году звания Героя Социалистического Труда за личный вклад в развитие твердотопливного ракетостроения.
А до этого, в двадцатые-тридцатые годы дом успел даже побывать жилым. Среди его обитателей известны философ, специалист по социальной философии Михаил Давидович Каммари и фаготист, один из организаторов Персимфанса (Первого симфонического ансамбля Моссовета – как говорят, одного из самых обаятельных явлений музыкальной Москвы) Вацлав Марианович Станэк.
В новейшей истории здание перешло сначала в руки Федеральной службы налоговой полиции, затем – Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (знаменитой Госкомдури).
А в настоящее время здесь обитает Федеральная служба войск нацгвардии Российской Федерации.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!
А заодно напоминаю о нашем нововведении: телеграмм-чате для неформального общения и обмена фотографиями, мнениями, впечатлениями и местами для интересных прогулок.