Директива – это косвенный приказ, который скрыто сформирован словами или действиями родителя, сказывающийся на подсознании ребенка и в будущем может создавать трудности в его взрослой жизни.
Всего выделяют 12 директив, познакомьтесь с ними для того, чтобы:
1. Осознать их в себе и таким образом избавиться от их негативного влияния;
2. Не использовать их в воспитании и развитии своего ребенка.
Коротко о каждой директиве.
Первая директива – «Не живи»
Задается данная директива через такие фразы, как:
➢ Чтоб ты сквозь землю провалился(лась).
➢ Мне не нужен такой мальчик(такая девочка).
➢ Глаза бы мои на тебя не глядели.
➢ Не хочу слышать, как ты плачешь.
➢ Я не хочу видеть такого непослушного ребенка.
➢ Я не сделала карьеру (не вышла замуж), т.к. все силы отдала тебе.
➢ Сколько тревог и волнений я пережила с тех пор, как ты появился(лась) на свет.
Последствия, которые получает человек, слышавший постоянно такие фразы в детстве:
У ребенка формируется базовое чувство вины – за появление на свет. Чтобы его не испытывать, ребенок начинает вести себя асоциально, чтобы действительно быть виноватым за что-то конкретное. Пример детей, которые не берегут свое здоровье, у которых провокационное хулиганское поведение, как будто он специально «нарывается». После того, как наказание свершилось, у ребенка автоматически снижается планка чувства вины, ведь чувствовать себя виноватым за развитое окно намного проще, чем испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что. Взрослому человеку постоянно приходится доказывать себе и другим, что он что-то значит в этой жизни.
Вторая директива – «Не будь ребенком»
Задается данная директива через такие фразы, как:
➢ Что ты себя ведешь, как маленький(ая).
➢ Пора стать самостоятельным.
➢ Ну, когда ты наконец повзрослеешь!
➢ Перестань ребячиться.
➢ Ты уже не ребенок, чтобы капризничать.
➢ Не притворяйся маленьким(ой), глупым(ой)!
Последствия, которые получает человек, слышавший постоянно такие фразы в детстве:
Детское поведение выставляется ребенку, как плохое, постыдное, а взрослое, как хорошее и достойное похвалы. Вырастая, такие люди имеют барьер при общении с собственными детьми, не понимают о чем можно говорить с ними, ведь их собственное детство было под запретом. Во взрослой жизни не умеет радоваться жизни и принимать от неё подарки, не проявляет наслаждения.
Третья директива – «Не расти»
Задается данная директива через такие фразы, как:
➢ Мама тебя никогда не бросит.
➢ Ты еще мала, чтобы краситься.
➢ Не торопись взрослеть.
➢ Детство – самое счастливое время в жизни.
➢ Ты считаешь себя слишком взрослым(ой).
➢ Я в твоем возрасте еще в куклы(машинки) играл(а).
Последствия, которые получает человек, слышавший постоянно такие фразы в детстве:
У ребенка не развивается личностная автономия, не происходит психологическое отделение от родителей, внутри появляется установка «я не могу стать самостоятельным, без материнской поддержки». Вырастая, чувствуют себя предателями собственной матери, если влюбляются, а создав семью, остаются ребенком для своих родителей, не становятся родителем своих детей.
Четвертая директива – «Не думай»
Задается данная директива через такие фразы, как:
➢ Вырастишь – поймешь!
➢ Делай, что тебе сказали.
➢ Не умничай.
➢ Много будешь знать – скоро состаришься!
➢ Много думать вредно!
➢ Не рассуждай, а делай то, что тебе говорят!
➢ Ты, что думаешь, что ты самый(ая) умный(ая)?
Последствия, которые получает человек, слышавший постоянно такие фразы в детстве:
Во взрослой жизни человек испытывает чувство «пустоты в голове», когда нужно решить конкретную проблему в одиночку, глубинное недоверие к результатам своего умственного труда. Присутствует головная боль, когда думают о чем-либо, что делают процесс мышления невозможным.
Пятая директива – «Не чувствуй»
Задается данная директива через такие фразы, как:
➢ Как тебе не стыдно бояться собаки, она же не кусается.
➢ Не сахарный(ая), не растаешь.
➢ Мне тоже холодно, но я же терплю.
➢ Как ты смеешь злиться на маму (бабушку), она же …
➢ Ешь всё, что тебе дают, тарелка должна быть пустой!
Последствия, которые получает человек, слышавший постоянно такие фразы в детстве:
Запрет проявлять гнев у ребенка перерастет в раздражение по отношению к более слабым детям. Став взрослым не умеют выражать словами свои чувства, от сюда страдают психосоматическими заболеваниями, повышенная склонность к травматизации за счет игнорирования телесных ощущений и утраты чувства собственной безопасности. Очень часто люди с такой директивой страдают избыточным весом.
Шестая директива – «Не достигай успеха»
Задается данная директива через такие фразы, как:
➢ У тебя все равно ничего не получится, давай я сама сделаю!
➢ У тебя руки, как крюки (не из того места растут, не тем концом приделаны).
➢ У меня в твоем возрасте всего этого не было.
Последствия, которые получает человек, слышавший постоянно такие фразы в детстве:
Собственная нереализованность в жизни заставляет родителя подсознательно испытывать зависть к своему ребенку. Вырастая, такой ребенок становится трудолюбивым, старательным, но его жизнь преследует злой рог: в самый последний момент дело, в которое было вложено много сил, «лопается» по не зависящим от него причинам.
Седьмая директива – «Не будь лидером»
Задается данная директива через такие фразы, как:
➢ Не высовывайся.
➢ Будь (делай), как все.
➢ Что тебе больше всех надо.
➢ Не выделяйся.
➢ Ты что, лучше всех!
➢ Не лезь!
Последствия, которые получает человек, слышавший постоянно такие фразы в детстве:
Вырастая, постоянно остается на вторых ролях, пожизненно ходит в подчиненных и на работе и дома. Обладая незаурядными способностями, будет ждать, когда его заметят, сам не проявит инициативы никогда. Всегда находит возможности уйти от ответственности.
Восьмая директива – «Не принадлежи никому, кроме меня»
Задается данная директива через такие фразы, как:
➢ Ты у меня не такой, как все.
➢ Ты мой единственный.
➢ Чтобы я без тебя делал(а)?
➢ Ты же у меня особенный(ая), не такой(ая), как все!
➢ Я от тебя этого не ожидал(а).
➢ Ты моя единственная опора.
Последствия, которые получает человек, слышавший постоянно такие фразы в детстве:
Для таких родителей ребенок – единственный друг, потому что у них у самих есть проблемы с общением. Вырастая человеку сложно ощутить слияние себя с группой психологически, всегда чувствует себя «как бы отдельно». Возникают семейные и сексуальные проблемы.
Девятая директива – «Не будь близким», «не доверяй»
Задается данная директива через такие фразы, как:
➢ Не откровенничай с чужими людьми!
➢ Любая близость с другим человеком – опасность.
➢ Мужчинам(женщинам) доверять нельзя!
➢ Никому нельзя доверять, даже себе!
➢ Ты думаешь, ты ему(ей) нужен(на) со своими чувствами?
Последствия, которые получает человек, слышавший постоянно такие фразы в детстве:
Вырастая испытывают трудности в сексуальных отношениях, во взаимоотношениях с противоположным полом находятся в позиции жертвы, которую все постоянно обманывают и бросают. В поведении развивается подозрительность. Не умеют анализировать: где, кому и в какой степени можно доверять.
Десятая директива – «Не делай»
Задается данная директива через такие фразы, как:
➢ Будешь делать задание, когда я приду с работы.
➢ Не делай сам, подожди меня.
➢ Не мешай мне (готовить, мыть посуду, чистить обувь…)
➢ Я сама это сделаю.
Последствия, которые получает человек, слышавший постоянно такие фразы в детстве:
Во взрослой жизни испытывает мучительное чувство ожидание неудачи, тревоги перед началом какого-то дела. Часто откладывают начало своих действий, упрекают себя в слабоволии.
Одиннадцатая директива – «Не будь самим собой»
Задается данная директива через такие фразы, как:
➢ Почему он может, а ты нет.
➢ Будь похожей на…
➢ Посмотри на меня, перед тобой живой пример.
➢ Я в твоем возрасте…
➢ Делай, как я!
Последствия, которые получает человек, слышавший постоянно такие фразы в детстве:
Во взрослой жизни постоянная неудовлетворенность собой, мотивирован завистью (к кому-то или чему-то), уходит от своего Я (своих задач), убежден, что чужое всегда лучше, чем собственное, им легко управлять/манипулировать всю жизнь.
Двенадцатая директива – «Не будь здоров»
Задается данная директива через такие фразы, как:
➢ Хоть он такой худенький, а грядку скопал.
➢ Несмотря на то, что у него(неё) была высокая температура, он(она) выучил(а) все стихотворения.
➢ Несмотря на то, что моего сына(дочери) мало времени, он(она) всё успевает.
Последствия, которые получает человек, слышавший постоянно такие фразы в детстве:
Во взрослой жизни болезнь привлекает к нему всеобщее внимание и его плохое самочувствие повышает ценность выполняемой им работы.Например, человек жалуется на головную боль, ему предлагают идти домой, но он остается и засиживается допоздна. Смысл такого поведения «вам должно быть стыдно, ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше, чем вы». Реальные болезни используются для получения психологической выгоды. В итоге жизнь человека трансформируется в историю болезни.
#психологкирилина #надеждакирилина #директивы