В Татарстане и его столице стремительно сокращается количество традиционных рынков. И виной тому не только бурное развитие маркетплейсов. Базары советских времен себя изжили, а на их реновацию у инвесторов не всегда хватает средств.
За последние пять лет, с 2019 по 2023 годы, в нашей республике, согласно данным Татарстанстата, число розничных рынков сократилось с 30 до 26. И это далеко не худший показатель. В 2022 году их было и того меньше - 22. Они располагали 4,3 тысячи торговых мест против итоговой цифры в 4,4 тысячи мест к 1 января этого года.
С пандемийных времен количество базаров в нашей республике восстановилось к уровню 2020-2021 годов. Однако мест на них теперь меньше, чем в том же 2021-м: на 1,3 тысячи. В среднем на один рынок ныне приходится 168 мест, тогда как 5 лет назад этот показатель превышал цифру 200 (в среднем на каждом базаре было не менее 224 мест).
Как следствие, всего за два года (2022-2023) доля неорганизованной розничной торговли, к которой относятся рынки и ярмарки, упала с 8 до 6 процентов. Подчеркнем, что это данные официальной статистики, которая порой не вполне отражает реальную ситуацию.
Действуют два розничных рынка - Центральный и Московский
Ярким примером рыночной нестабильности может служить Казань. В мэрии нашему изданию сообщили, что на сегодняшний день здесь действуют два розничных рынка - Центральный и Московский. А также есть объекты, функционирующие как «торговые ряды» и «торговый комплекс». Например, «Вьетнамский рынок», несмотря на его восприятие и название, юридически является «торговым комплексом».
И так дело обстояло не только в Казани. Президент холдинговой компании «Тулпар» Наиль Сулейманов и по совместительству президент Союза рынков Татарстана выражал обеспокоенность двукратным сокращением рыночных площадей в Набережных Челнах.
Он связывал угасание рынков с принятым в 2006 году федеральным законом № 271 «О розничных рынках», говоря о том, что он «перевернул все с ног на голову». Согласно ему, торговля должна была переместиться в капитальные здания. Сулейманов констатировал, что это привело к значительному удорожанию торговых мест, аренды и, соответственно, росту цен на товары. И главный отрицательный эффект: «Рынки стали сокращаться везде и всюду, перестав выдерживать конкуренцию с сетями».
Президент Союза рынков республики не сомневался, что этот закон пролоббировали именно они. Но, отмечал он, потом власти спохватились и стали думать, как восстановить рынки.
Одним словом, старые добрые рынки, где некогда приобретали как продукты, так одежду и обувь, давно уже не те. Сначала их потеснило бурное развитие торговых сетей, затем - маркетплейсов.
Как ранее сообщала «Вечерняя Казань», в 2023 году татарстанцы потратили на еду из ресторанов и продукты из магазинов 17,2 миллиарда рублей. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), на продукты питания приходится 14% покупок в интернете. Кроме того, сами рынки стали требовать обновления вслед за красивыми, светлыми и комфортными торговыми центрами.
Третья попытка реновации
Чеховский рынок также имеет соответствующий статус, но пока не функционирует, напомнили в мэрии. Он уже несколько лет закрыт в связи с предстоящей реконструкцией, которую все никак не могут начать.
Претензии к этому рынку, который был построен еще в 1965 году, возникли во время массовых проверок после пожара в ТЦ «Адмирал». Дело в том, что там выявили многочисленные нарушения требований пожарной безопасности. В мае 2015 года Чеховский рынок в этой связи даже закрывали.
В 2016 году объявили о его реконструкции. Проект был согласован межведомственной комиссией по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях при Президенте Татарстана. Согласно ему, рынок должен был превратиться в трехэтажный остекленный комплекс. На месте уличных павильонов планировалось возвести капитальный пристрой с парковкой на крыше, а также сделать подземный этаж.
1 сентября 2018 года владельцы закрыли базар якобы для проведения работ и даже снесли его часть, не тронув главный лабаз. Впрочем, по некоторым данным, собственник не потянул финансово этот бизнес-план. В июне 2019 года стало известно, что он решил ограничиться реконструкцией фасадов и помещений. Но и этого не случилось.
Подробности проекта №3 были озвучены в феврале этого года. Архитектор Олег Маклаков, презентовавший городским властям бизнес-план, рассказал, что пространство рынка будет делиться на несколько частей. Главный торговый шатер восстановят. Позади него построят двухэтажные торговые ряды, которые будут напоминать павильоны времен СССР.
«Изюминкой» торгового предприятия станет многофункциональная внутренняя площадь с одноэтажными галереями, предполагающая как минимум четыре варианта использования: фуд-корт, лекторий, ярмарка, праздники. Автомобили можно будет оставить на подземном паркинге. Этот дизайн-проект реконструкции в феврале одобрила ранее упомянутая межведомственная комиссия.
Было обещано, что работы начнутся уже в этом году. И новый собственник, судя по всему, решил рьяно взяться за дело. Как сообщали местные газеты, им стала ГК «Тектум» » Ильдара Вафина, на счету которой ряд возведенных жилых комплексов в столице Татарстана: «Открытие», «Легенда», «Золотая подкова».
В цветочном и продуктовом ларьках, еще действующих снаружи закрытого Чеховского рынка, журналисту «Вечерней Казани» сообщили, что получили уведомления от владельца о том, что 5 мая предстоит съехать в связи с началом реновации. Новое место им подыскали недалеко — в здании через дорогу. Владелица цветочного ларька уверена, что вернется на обновленный Чеховский рынок, на котором в свое время проработала больше 10 лет.
— За нас не волнуйтесь, — заявила она.
Вторая упорная предпринимательница, торгующая фруктами и овощами, тоже держится стоически. Она уверяет, что жители близлежащих домов продолжают закупаться у нее по старой памяти. Хотя кто-то ездит на Колхозный рынок и в сетевые магазины. И этим список верных Чеховскому рынку торговцев не исчерпался. Еще две дамы прямо на улице чуть поодаль от лабаза предлагали краснодарскую клубнику, тюльпаны и соленья-варенья собственного производства.
Одна из них, Надежда, посетовала, что рынок столь долгое время остается закрытым. По ее словам, там «было тепло, светло» и арендная плата невысокая — 400 рублей в день, которая с легкостью «отбивалась». Впрочем, она еще надеется, что все вернется на круги своя.
Женщина пока не на пенсии, торгует только по выходным. О том, как ждет этого нового статуса и что думает о пенсионной реформе в целом, она без обиняков изложила автору этих строк. Одним словом, даже если торговцев от силы четверо, социализацию никто не отменял.
Московский рынок отошел москвичам
В марте 2022 году в частные руки перешел и Московский рынок. Он хотя и моложе Чеховского, но тоже наработал солидный стаж: начал функционировать еще в 1976 году.
Городские власти продали его с аукциона. Сообщалось, что новые владельцы планируют трансформировать его в гастрономическое пространство: фуд-молл. СМИ называли новым хозяином ООО «Казантик» предпринимателя из Первопрестольной Валерия Аржинты.
— Ждем реконструкцию Московского рынка, который превратится в современный гастрорынок для 400 предпринимателей, где можно будет не только приобрести продукты, но и попробовать разные кухни мира, — обозначил ожидания мэр Казани Ильсур Метшин в конце февраля на сессии Казгордумы. А территорию в 0,8 га рядом с Московским рынком власти решили отвести под парковую зону.
Реконструкция стартовала 1 апреля. Руководство рынка проявило о лишившихся места в лабазе предпринимателях заботу: открыло для них новые павильоны за пределами лабаза.
«Возможно реализовать только при наличии инвестиций»
«Исполком Казани не является учредителем и акционером упомянутых рынков, не может повлиять на их профиль. Предприниматели вправе в рамках закона самостоятельно определять вид деятельности, — говорится в ответе мэрии на запрос нашей редакции.
Городские власти отмечают, что «любой объект потребительского рынка хотели бы видеть в новом современном формате, с хорошими условиями торговой деятельности и с использованием высокотехнологического оборудования». Однако, реализовать это возможно только «при наличии инвестиций у хозяйствующих субъектов». Тем не менее, такая работа проводится: реконструкция Московского рынка уже началась, для Чеховского она в ближайшей перспективе.
И этот вопрос не пущен на самотек: «Вопросы концепции, внешнего облика объектов проходят процедуру согласования с Управлением архитектуры и градостроительства Казани».
«Рынки победить невозможно».
— Рынки победить невозможно, — уверен генеральный директор архитектурной мастерской «Старая Казань» Павел Тиняев. — Единственно, что с ними можно сделать — «выдавить» из центра, но это не правильный подход.
Собеседник издания считает, что Казани нужно изучать позитивный опыт тех городов, где рынки носят градоформирующий характер.
— Например, бакинский или стамбульский рынок настолько важны для мегаполисов, в которых находятся, что без них их уже трудно сейчас представить. Конечно, им присущ восточный колорит. Но и у нас на Колхозном рынке его можно было бы «поднять», — говорит он.
По словам собеседника издания, прекрасно обходится с рынками и Москва: «Заведение такого рода в районе Хамовников точная копия наших Московского и Чеховского рынков. И его так замечательно сделали». На первом этаже продаются качественные продукты питания. А на втором этаже разместили кафешки, рестораны. В них подается еда, по сути, приготовленная из свежайших продуктов. которые продаются тут же. В результате базар превратился в место городского досуга.
— Собственно, рынки всегда ими и были, — подчеркивает Павел Тиняев. — Например, на наш Чеховский рынок горожане зачастую заходили от нечего делать. Я и сам так поступал: ожидая встречу где-нибудь в центре, шел побродить на базар и уж точно без покупки оттуда не уходил.
По мнению архитектора перед рынками нужно обязательно создавать еще и ярмарочные пространства. Причем, с тем условием, чтобы туда могли приезжать не только машины из совхозов, но могли приходить и бабушки с результатами своей сельскохозяйственной деятельности: «Что греха таить, пенсионеры у нас не самые обеспеченные. Им лишняя сторублевка не повредит».
Кроме того, для них это еще и социализация: «Встретились, поговорили и жить стало как-то веселее. А вот в больших магазинах такого не происходит. Там все очень прозаично». Одним словом, глава мастерской убежден, что рынки надо приводить в порядок и запускать по-новому.
На это же обстоятельство обращает внимание и руководитель компании «Счастливый дом» Анастасия Гизатова. По ее словам, сейчас существует дефицит покупки экологической продукции и общения непосредственно с ее производителями.
— Вспомним, что происходило до этого. Под лозунгом цивилизованной торговли рынки убирали, всех потребителей загоняли в огромные супермаркеты. Но там не продаются мясо или овощи наших местных производителей. Это все-таки централизованные поставки, определенный ценовой демпинг, — отмечает собеседница издания.
Анастасия Гизатова считает, что рынки нужны, но их необходимо немного видоизменить: улучшить в части санитарного обслуживания, прилегающей территории. Колхозному рынку нужно обновить лабазы — без огромных, кстати, вложений.
— Мы всегда говорим, что нужно, чтобы все было цивилизованно, по-европейски. Посмотрим на Францию, Испанию. Там рынки как были, так и есть: и рыбные, и овощные. Более того, во всех европейских городах, даже самых маленьких, есть базары выходного дня, куда приезжают и производители, и фермеры, и просто коммерсанты, и выставляют свои товары и продукты, — комментирует она.
Гендиректор АН «Счастливый дом» считает, что у нас этого не хватает и уверена, что мы к этому придем: «Нужно просто найти такой баланс, чтобы это было экономически выгодно и самому рынку, и производителям. Скажем, для последних возможна бесплатная аренда торгового места. Она могла бы компенсироваться рынку постоянным пулом предпринимателей. Либо рынки нужно усилить за счет фудкортов».
Собеседница издания прогнозирует, что у продуктовых рынков большое будущее, как и у рынков стройматериалов: «Одежные рынки пока выдерживают конкуренцию с маркетплейсами. Но вполне возможно, что такого их количества не нужно».
— Рынки абсолютно не пережиток прошлого. Начнем с того, что фермерские продукты вы не приобретете на маркетплейсах. Мясо надо выбирать самому покупателю, — говорит вице-президент Гильдии риелторов Татарстана, управляющий партнер агентства «БЕСТ-недвижимость Казань» Андрей Савельев.
Глава крестьянского-фермерского хозяйства Елена Белоглазова полагает, что рынки — это необходимый инструмент для продвижения местной продукции и создания альтернативы крупным торговым сетям. Централизованное управление даст потребителю защиту от некачественного и откровенно суррогатного продукта.
Елена акцентировала внимание на том, что после закрытия Московского и Чеховского рынков торговля перетекла на тротуары и остановки, где очень сложно отследить как сам процесс, так и происхождение товара: «В то же время подобные стихийные островки говорят нам о том, что потребность в рынках есть».
Кроме того, глава КФХ считает, что несколько авторитарное управление ассортиментом супермаркетов привело к снижению интереса потребителей к этому формату магазинов. Рыночная же форма торговли позволяет быстрее реагировать на запросы потребителей, а личное общение с каждым потребителем закрепляет взаимодействие.
По ее версии рынки должны быть современными и при этом оставлять возможность относительно низких затрат продавцов для сохранения конкурентного преимущества этого вида торговли.
— Рынки однозначно сократятся в своих объемах. Ту часть территории, которую у них «отберут», можно использовать по-разному. Построить торговый либо бизнес-центр. На месте Чеховского рынка, например, хорошо бы смотрелось жилье, — рассуждает Савельев.
По его оценке, локации у всех рынков «топовые»: «Они никогда не «потеряются» и будут представлять интерес для разных направлений деятельности».
— Народ-то на рынки ходит. Значит, они пользуются спросом, — привел аргумент нашему изданию профессор Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ) Александр Дембич.
Собеседник издания ездил по разным странам Европы, был и в Соединенных Штатах: «Там развитая экономика, всюду огромные магазины, но рынки все-равно работают». Он подчеркнул, что на базаре всегда больше выбор и можно вступить в полемику с продавцами: «В магазине не вступишь: там цена обозначена. А на базаре можно торговаться».
Александр Дембич также обратил внимание на то, что в Москве есть такие же типовые проекты рынков, что и в Казани: «И все они прекрасно работают. А у нас Чеховский рынок закрыли уже не знаю сколько лет, и он так и простаивает без дела».
— Возникла какая-то странная тенденция к закрытию рынков. Мне кажется, что они нужны. Конечно, может быть, они должны быть несколько лучше обустроены и оборудованы. Но это дело, как говорится, наживное, — резюмирует он.
Базары превращаются в фуд-моллы
— Насколько я знаю, городу интересно сохранить институт рынков. Но их необходимо адаптировать к реалиям, потому что старый формат к сегодняшнему дню себя изжил, — констатирует генеральный директор компании A-Development Владимир Шайхиев.
Есть современный формат рынков: «Тенденцию в свое время задала Москва». Согласно ей, базары превращаются в фуд-моллы — большие гастрономические пространства, которые объединяют под одной крышей разнообразные заведения питания.
В российской столице такой формат развивается уже давно. Примером может служить открывшийся в 2019 год фуд-молл «Депо». Он включает 75 ресторанных концепций и 60 фермерских лавок и позиционирует себя как самый большой в Европе. Раньше это был трамвайно-троллейбусный парк (Миусское депо одно из старейших в Москве), а теперь гастрономический квартал.
Или Даниловский — один из старейших и самых известных продуктовых рынков Москвы (ведет свою историю с XIII века). Его не раз перестраивали. После последней реконструкции это закрытый торговый павильон. На его территории тоже много всего: 55 лавок и 25 кафе (включая 18 стрит-фуд кафе), которые представляют разнообразные кухни мира. Главным достоинством этого базара называют высокое качество продуктов и их разнообразие: здесь есть все, включая морских гадов. И помимо Даниловского, в Первопрестольной еще как минимум 10 крупных рынков.
В Казани, отмечает собеседник издания, в таком масштабе этого пока нет: «Что-то подобное пытались сделать на первом этаже ТРК «Корстон». Но получилась исключительно зона фудкорта. Она не имеет абсолютно никакого отношения к фермерским товарам».
Центральный рынок Казани по его оценке приуныл. Шайхиев сомневается, что при реновации центра его оставят на этом месте: «Для него тут неподходящая локация и, наверное, не те перспективы с точки зрения развития района. В этом месте напрашивается какое-то бизнес-пространство. Сейчас в центре города недостаточно офисных площадей».
А вот Московский рынок на перекрестке Кировского, Московского и Авиастроительного районов по мнению эксперта «однозначно торговая история, но опять же с какими-то дополнительными товарами и заведениями — это могут быть те же рестораны».
По мнению Владимира Шайхиева, ньюансов, которые нужно откорректировать нашим местным рынкам, множество: с точки зрения сервиса, ассортимента и даже мерчендайзинга товаров.
— В чистом виде эти пространства я бы не оставлял, — поделился своим мнением он. — Необходима кооперация с другими направлениями.
Однако, руководитель A-Development опасается того, что «в нынешней экономической ситуации вряд ли кто на это пойдет».
Чеховский рынок, рассказывает Владимир Шайхиев, это еще и 70 с лишним соток земли в центре города: «Вполне можно разместить какой-то федеральный, региональный или наш республиканский ресторан с зоной автодрайва как в «Макдоналдсе». Площадь это позволяет. У этого рынка в целом очень мощный потенциал. Но при этом его трансформация требует колоссальных дополнительных затрат». И «потянут» ли их собственники или нет, второй вопрос. Речь о другом: насколько оправдана подобная трансформация стоимостью в несколько сот миллионов рублей, говорит собеседник «Вечерней Казани».
К слову, основателем фуд-молла «Депо» федеральные СМИ называли известного ресторатора Алексея Васильчука, сооснователь сети «Чайхона №1» и холдинга Vasilchuki Reastaurant Group. Уже постфактум издания рассказывали, что его коллеги, наблюдая со стороны, размышляли, «выстрелят» ли 75 ресторанных концепций под одной крышей.
Должны ли рынки меняться? Владимир Шайхиев на этот вопрос отвечает однозначно: «Вопросы качества продукции, услуг, сервиса, инфраструктуры, подъездных путей можно рассматривать только в комплексе. При отвратительных инфраструктуре и сервисе даже премиум-качества еды будет недостаточно».
А Александр Дембич заметил, что во многих странах за долгострой назначают штрафные санкции.
— Если собственник площадку взял, а потом огородил и ничего не может с ней сделать, то на него сначала накладывают штраф, а через какое-то время могут даже изъять объект, — говорит он.
Профессор признал, что в нашей стране законодательство «не очень гибкое», но какие-то меры к владельцам рынков власти предпринять все же могли бы.
Автор материала: Любовь Шебалова