Валентин Александрович Серов (1865 - 1911) - один из самых известных русских портретистов и рисовальщиков. Ученик Репина, между прочим!
В общем, в основном портреты, хотя я попытаюсь вытащить и несколько непортретных работ, потому что погружение в портрет это всегда погружение в личность, а меня на такую глубину не особо хватает, нечего мне там делать.
В качестве девочки изображена Вера Саввишна Мамонтова, в качестве персиков нектарины, причем правый - червивый.
Кстати, девочке - 11 лет (я всегда думал, что она уже там на выданье - 15-16). Ну, Мамонтов Савва - богатый промышленник. По девочке здесь, естественно, не скажешь, но она помрёт от пневмонии всего лишь в 32 года.
Несмотря на кажущуюся ситуативность работы - тут-то как раз художественная магия проявлена, потому что Вера позировала художнику аж целый месяц.
Пастор Герман Дальтон. Жил в Петербурге, изучал историю Реформации в России. Издал много проповедей: «Размышления о блудном сыне», «О семействе», «Семь слов Иисуса Христа на кресте», «Вифания» и «Исцеление слепорожденного», которые все с 1886 г. вновь напечатаны были в собрании из пяти частей.
Сайт православная азбука имеет такое мнение: «Во время своего пребывания в России, Д. тщательно изучал религиозно-общественные отношения русского народа, но, к сожалению, не в состоянии был понять особого духа православной религиозности, как и положения православной церкви в государстве, что он и обнаружил, когда, оставив службу в Петербурге и переселившись за границу, с ревностью стал выдвигать значение таких противонациональных и антирел. элементов, как штундизм и др., представляя собою новое доказательство, как иностранцу трудно понять своеобразный уклад церковно-религиозных отношений православной России.»
Как всякий, не сумевший постичь русского духа, помер. В 1913 году, в Берлине.
Сам Забелин, известнейший историк и археолог, пишет так:
Князь (Великий князь Сергей Александрович) пожелал видеть мой портрет. Спросил: «Где ваш портрет». «В той зале», — говорю. Тоже долго рассматривал и сказал, что художник написал вас очень суровым. Вы так не бываете. И великая княгиня (Елизавета Фёдоровна) тоже заметила. Я говорю: «Это озабоченность была, так и изобразил художник». М. П. Степанов прибавил, что он сделал бы надпись к портрету: Иван Егорович недовольный порядками в музее. Я ответил: «Так оно и есть. Это так». Великий князь отметил, что начальник всегда должен быть недоволен. Это лучше для дела.
— Иван Егорович Забелин. Записные книжки и дневники. 1892.[
Кстати, знаете что? Художник Владимир Шервуд Забелина написал, на мой взгляд, гораздо лучше. Тут он какой-то Санта-Клаус.
Это, кстати, один из моих любимых портретов Серова, потому что я считаю. что портреты круче смотрятся в небытии, а не вписанными в обстановку. Это во-первых сосредотачивает внимание на девочке, а не на персиках, а во-вторых самого человека будто бы запечатлевает в вечности, а не в какой-нибудь дурацкой гостиной на диване где какие только попы не сидели.
Не приемлю я принцип историзма в портрете. Хотя исследователям, конечно, удобнее - бегаю с лупой, длину лацкана измеряют и статейки тискают в журналы про моду 1880х. Мне такое не нравится, я за живопись, где больше пись, чем живо.
Тут, наконец, не портрет, то есть, не совсем портрет. Тут я художественной стороны касаться не буду, ну разве что что волосы забавно конечно лежат у Петра-пока-не-императора, как будто их корова с головы слизала. Кстати!
Корова пьёт воду из Невы. Сейчас если корова воду из Невы попьёт, то домой уже пойдёт о шести ногах.
Что за азиат подаёт царю треуголку непонятно, но уже понятно, что социальные лифты понеслись в небеса и подняться можно за заслуги - и даже до царёвой треуголки дорасти.
Ну и напор, конечно, Петра - такой, что Россия вся перевернётся.
Здесь мы видим типичный крупный для художника мазок - но он очень точен и верно показывает каждый изгиб крестьянской одежды, каждую прядку на лошадиной гриве.
Вот и становится немножко понятнее, почему на фотографиях, например, Прокудина-Горского тридцатилетние крестьяне выглядят глубокими стариками. Да потому что с детства вот так вот.
Такая Россия. А через шестьдесят лет, между прочим, в космос.
Меня с детства завораживала эта картина тем, что она будто бы совсем не отсылает к античности.
Напомним смеха ради: Зевсу понравилась Европа, дочка финикийского царя, и он прикинулся быком, чтобы подружки с искомым объектом повеселились, надевая быку на рога всякие украшения (достаточно бесстрашные барышни, надо признать, либо серьёзно угашенные), ну и бык, собственно, увёз Европу в Европу, чтобы она Зевсу там родила трёх сыновей, один из которых, кстати, небезызвестный Минос.
Тут меня, конечно, страшно радует цветовая гамма, которая идеально вписывается в норвежские интерьеры, будто не в солнечной греко-турции дело происходит, а ещё спокойствие Европы. Она как будто дочь прокурора, которую из клуба везут в полицейский участок, мягко диктует глазами: доигрались, соколики.
Вообще лаконичные портреты не совсем в манере Серова, на самом деле, это, скорее эскиз.
Но она тут чисто Ева Грин в Казино Рояль. Не знаю, что там насчет местных канонов красоты в то время, но это один из красивейших серовских портретов.
Ну это, знаете, примерно как оды Ломоносова. прекрасный стих, а главное правдивый, держи, дружок, с десяток деревень, построишь пилораму или что тебе там надо для опытов…
Так и тут. Дорого, богато. Сейчас так даже цыгане уже не умеют. Хоть и стараются.
Вот - другое дело. Я лично считаю, что серовский мазок (я про технику кисти, а не про то, о чём было некоторыми подумано) раскрывается вовсе не на портретах, а вот на таком. А такого - раз два и обчёлся. Посмотрите на мягкие переходы в зелёной гамме, на то, как самую чуточку меняется тон у отраженного неба. Если отойти от монитора на два метра, кажется, будто смотришь на фотографию. Талант, что тут скажешь.
Такой вот был Серов - наша жемчужина. Захочешь забыть - не получится, портреты до сих пор по 5 лямов евро по аукционам туда-суда прыгают.