- Оксана Сергеевна, у нас снова ЧП! – запыхавшись в мой кабинет без стука врывается завуч и усаживается на стул, приготовленный для предстоящего консультирования. - В 1 «Б» Иванов снова украл деньги у одноклассника.
На тот момент в стенах учебного заведения я работаю пару месяцев, но о регулярности преступлений Иванова слышу впервые. Пытаюсь восстановить в памяти, как выглядит юный рецидивист, и не могу.
- Представляешь, стащил у Серёжи Белкина 100 рублей, накупил на них в столовой пирогов и вместе с Белкиным их и съел! Оксан, ты давай делай что-нибудь, я его на внутришкольный учёт уже поставила, когда он по магазинам пойдёт, у нас папочка уже будет о проделанной работе для полиции. А, да, там мама в коридоре ждёт, что ты с ней поговоришь.
Моя заместитель директора по воспитательной работе обладала уникальной способностью, находить мне работу, не узнав о моих планах на рабочем месте, а ещё она была склонна к драматизации. Человеком она была деятельным, но её деятельность часто сводилась к пионерским и комсомольским собраниям с разбором «полётов» провинившегося.
- Ну, проходите мамочка, сейчас с вами психолог будет разбираться, как же вы так сына упустили.
Ох, уж эти мне прологи МарьиПавловны. Мама Иванова с понурой головой присаживается на самый краешек стула, как провинившаяся школьница. Приходится потратить часть времени, на налаживание доверительных отношений. И вот в процессе диалога, узнаю о семье чуть больше – полная семья, старший брат, Иванов Миша. Родители работают. Часто помогают и в саду, и в школе. В основном мама, конечно. Старший брат в другом городе учиться, приезжает только на каникулы. Мальчик любимый и долгожданный. Мамой. Она и работу такую себе нашла, после садика и школы, чтобы, если что – всегда руку на пульсе держать - встретить, отвезти, привезти, поддержать.
- А папа?
- А папа у нас танкист!
В нашей школе у многих детей родители были военные (но другого вида войск), да и школа в советские годы была подшефной у военной части, со слов бывалых педагогов. И можно было бы пойти дальше, но я почему-то переспросила:
- Танкист?
-Да, он с работы приходит, компьютер включает и давай там на своих танках гусеницами виртуальную грязь месить. И вечером, и ночью, и в выходные, и в праздники. Я его “Саша, Саша!”, а он только «Щас! Секунда! Щас!».
- А с Мишей, как они общаются?
И выясняется, что с Мишей папа-танкист общается исключительно, только когда нужно сильное плечо и мужское воспитание. Тогда отец выключает компьютер, видит перед собой своего 7-летнего отпрыска и «старается» (по мере сил и возможностей, и своего опыта) воспитать парня достойным человеком. Раньше только кричал сильно, а сейчас, как узнал, что в доме «ворюга», так и за ремень хвататься стал. А криминальные эпизоды стали возникать всё чаще и чаще. Начинали со стирашек и наклеек, а теперь уже и «огромные» суммы пошли.
Не буду вдаваться в излишние подробности, как мы работали с семьёй, могу только сказать, что этот эпизод лёг в долгую работу с родителями моей школы, где мы обсуждали необходимость наличия у детей карманных денег.
Я ломала копья, со мной не соглашались как родители, так и учителя, были жаркие дискуссии на тему: «Сколько вешать в граммах?». Я всегда говорила и говорю, ребёнок не должен приносить в школу сумму, равную средней учительской зарплате (и такое было), или приходить с пятью рублями (некоторые родители считали, что это сумма достаточная для купить «чего-нибудь в школьном буфете»). Я предлагала, чтобы эта сумма была равна минимум двум сосискам в тесте - себе и другу. Или обе себе.
Основные правила, карманных денег по версии школьного психолога:
- Сумма фиксированная и не является последними деньгами из семейного бюджета;
- Выдаётся строго в один и тот же день недели;
- Деньги должны быть физическими, никакого виртуального счёта или карты до 9 класса;
- Не является поощрением за оценки;
- Не выдается только в случаях, оговоренных заранее;
- Каждый год сумма подрастает вместе с учеником и его потребностями;
- Ребёнок может тратить её на что угодно по своему усмотрению (исключая запрещённые вещества), не обсуждая своё решение с родителями.
И на фигню тоже?
На фигню обязательно!
Этих же принципов я старалась придерживаться и со старшенькой. И даже, когда мне говорили: «Ну, какие деньги? Ты же ей завтрак и обед по карте московского школьника заказываешь»”. Я гнула свою линию. Да, были жвачки, чипсы и Кола, какая-то мелочь, купленная в Фикс-прайсе или в Пятёрочке. Но это были её личные траты. И вообще, положа руку на сердца, кто из нас не заказывал в Вайлдбериз или Озон «очень нужные» наборы для карвинга, держатель для крышек, контейнер для зелени и т.д и т.п.
А потом мы переехали в Германию, и снова нужно было что-то решать с карманными расходами. Честно, я не понимала, а сколько в неделю достаточно, чтобы ребёнку хватало, и он не чувствовал себя обделённым.
Но немцы, такие немцы, у них почти на все есть свои регламенты и рекомендации. Также и с денежками для маленьких Буратино. Первое, родитель ОБЯЗАН давать чаду средства на карманные расходы. Второе, сумма подрастает с каждым годом.
И вот рекомендации:
- До 6 лет 2 евро в месяц (по 50 центов в неделю);
- 6-9 лет 4-12 евро в месяц (по 1-3 евро в неделю);
- 10-13 лет 15-25 евро в месяц;
- 14-15 лет 26-38 евро в месяц;
- 16-17 лет 38-61 евро в месяц;
- 18+ 61-76 евро в месяц.
“А где же столько взять то?”
Всё просто, из киндергельдов (детские деньги), что выдает Германия в качестве социального пособия родителям. 250 евро на каждого. Всем детям, вне зависимости от финансового положения в семье, и гражданства родителей. Как только мы получили вид на жительство, то оформили данные выплаты. Сумма не увеличивается в зависимости от количества детей, не уменьшается с их возрастом. То есть если в семье 10 детей, то суммарно семья ежемесячно получает 2500 евро (хотя, как по мне, так себе бизнес-схема). Деньги эти платят до 18 лет, в некоторых случаях и на совершеннолетних (но я тут в деталях не разбиралась).
Так что наши дочери успешно выполняют функцию татаро-монгольского ига и не дают забыть о дне и размере дани. На что тратят? Старшая всё спускает на книги, хотя в прошлом месяце накопила на скейт. Младшая быстро поняла, что ей выдают меньше, чем Ульяне, и чтобы купить что-то нужное, придётся постараться. Она выбрала себе набор Лего примерно за 200 евро и каждую неделю заботливо складывает монетку под замок. Пожелаем ей удачи. Нет, я добавлять не буду, потому что а) я мать-злыдня, б) пусть понимает, что иногда для приобретения чего-то масштабного придётся экономить и себе в чём-то отказывать.
Я для себя давно закрыла вопрос давать или не давать детям деньги, но если у вас альтернативная точка зрения можем побеседовать с вами в комментариях.