Найти тему
Yur-gazeta.Ru

Когда продавец может отказать покупателю в возврате денег за товар

Оглавление

Стереотип о незыблемости прав потребителей прочно укоренился в сознании россиян. В результате даже обоснованный отказ в исполнении требований вызывает негодование. В каких случаях покупателю придется смириться с потерями, рассказал практикующий юрист.

@oborot.ru
@oborot.ru

Возврат товара без недостатков

Статья 25 Закона № 2300-1 от 07.02.1992 наделяет потребителя правом отказа от покупки вдо истечения 14 дней. Потребовать от продавца замены изделия разрешается, если оно не подошло по размеру, расцветке, фасону, комплектации, форме или габаритам. Период отсчитывают со дня, следующего за заключением договора. Деньги возвращаются покупателю, если сторонам сделки не удалось подобрать замену товару.

Отказать в удовлетворении требования продавец вправе в нескольких случаях.

Продовольственные товары

Статья 25 Закона № 2300-1 применяется только к случаям продажи непищевой продукции. Не получится сослаться на эту норму, если предметом сделки являются напитки, табачные изделия. Их законодатель также относит к продовольствию.

Специальный перечень

Воспользоваться правом не удастся при покупке целого ряда товаров. Все они поименованы в правительственном постановлении от 31.12.2020 № 2463. К таковым, например, относятся лекарственные препараты, животные и растения, книги.

На протяжении многих лет перечень вызывает дискуссии в среде юристов. Так, спорным решением оказалось, например, отнесение швейных изделий к категории невозвратных товаров. Использование абстрактной формулировки позволило магазинам ссылаться на норму при продаже платьев, костюмов и даже пальто. Суды практику пресекают, указывая, что в категорию невозвратных товаров следует включать только нательное белье, чулки, носки и аналогичные им изделия. Правовая позиция раскрыта в постановлении ФАС Северо-Западного округа по спору № А42-1098/2009 от 18.11.2009. Похожего мнения придерживается и Кемеровский областной суд в определении № 33-14290 от 23.12.2011.

Индивидуальная вещь

Если товар изготавливался по специальному заказу, воспользоваться правом на возврат нельзя. Основанием для отклонения такого требования станет невозможность использования изделия другими потребителями.

Нарушение правил возврата

Ключевым условием реализации права по статье 25 Закона № 2300-1 является сохранение товаром потребительских свойств и презентабельного внешнего вида. Продавец может отказать покупателю, если вещь имеет следы использования. К таковым относят посторонние запахи, царапины, потертости, сколы, заломы, загрязнения. Кроме того, потребитель обязан сохранить все ярлыки и бирки, а также предъявить кассовый чек.

Необязательным к соблюдению является только требование о наличии документального подтверждения оплаты. Если чек не сохранился, потребитель вправе сослаться на свидетельские показания.

На практике сотрудники магазинов также настаивают на предъявлении упаковки. Поскольку такое требование прямо не закреплено законом, оно является неправомерным.

Отказ от товара с дефектами

Порядок защиты прав потребителя в случае продажи ему некачественной продукции определен статьей 18 Закона № 2300-1. Оснований уклонения продавца от расторжения договора в этой ситуации немного:

Технически сложные изделия

Если потребитель решил отказаться от товара из-за мелкого недостатка, заявить требование он обязан в течение 15 календарных дней. При этом дефект должен носить скрытый характер. Напомним, что до передачи денежных средств продавцу покупатель должен осмотреть товар на предмет внешних недостатков. Ограничение этого права не допускается.

После окончания срока в 15 дней расторгнуть сделку разрешается при наличии существенного дефекта. Определение термину приводится в пункте 13 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17. Основными признаками существенного недостатка высшая инстанция называет неустранимость проблемы либо несоразмерную стоимость ремонта.

Кроме того, законодатель дает право вернуть технически сложный товар, если:

  • продавцом пропущен установленный срок ремонта;
  • вещь была неисправна и не могла эксплуатироваться более 1 месяца в году.

Во всех случаях дефект должен носить характер производственного брака.

Истечение срока гарантии

Обязанность проведения проверки качества и независимой экспертизы сохраняется у продавца далеко не всегда. Предъявлять такие требования потребитель вправе лишь в рамках гарантийного срока. Во всех остальных случаях доказывать наличие брака и причины его возникновения придется самостоятельно. При отсутствии гарантии предъявлять претензии по качеству можно в пределах 2 лет с момента покупки.

Вина потребителя

Если независимый эксперт придет к выводу, что причиной недостатка в товаре являются действия покупателя, продавец отказывает в удовлетворении претензии. Более того, статья 18 Закона № 2300-1 устанавливает правило, согласно которому с потребителя взыскивается стоимость услуг исследовательской лаборатории и сопутствующие издержки. Норма создает своеобразный барьер от злоупотреблений со стороны населения.

Таким образом, законодатель обеспечил правовой защитой не только покупателей, но и продавцов. Реализовывать предоставленные полномочия необходимо добросовестно, избегая излишних требований.