Много раз я слышал пересказ истории о синагоге, сожжённой в ходе штурма Иерусалима крестоносцами.
Впервые эта история встречается у мусульманского политика и историка Ибн аль-Каланиси (ок. 1070-1160). В своей книге «Продолжение хроники Дамаска» к событиям лета 1099 года автор уделяет немного внимания, что понятно, так как он не был очевидцем описываемого и не ссылается на источник этой истории: «Франки вошли в город и овладели им. Некоторые жители города бежали в михраб, и было убито великое множество. Иудеи собрались в синагоге, но франки сожгли их там. Потом они овладели михрабом, взяв выкуп, и это случилось 22 шаабана этого года. Франки разрушили святые места и могилу Халиля».
По-видимому, от аль-Каланиси эта история перекочевала к Сибт ибн-Джаузи (1185–1256) в его «Зеркало времени»: «Резня была ужасной; они собрали евреев в их синагоге и подожгли её, затем разрушили мавзолей и могилу аль-Халила. Только михраб Давида был занят по соглашению».
Никто не умаляет важности мусульманских источников того времени, но если их принимать слепо на веру, тогда надо принять, что и Махпелу (могила Халиля) франки разрушили. У нас есть целый ряд источников, где описаны события штурма Иерусалима 1099 года, и что очень важно — документы из Каирской генизы. В еврейских и караимских источниках того времени нет упоминаний о сожжённой синагоге. Надо отметить, что раввинистическая и караимская общины действовали сообща в своих стараниях по выкупу пленных и священных текстов.
В письме ашкелонской общины в Фустат, переведённом и опубликованном Шломо Гойтейном, помимо обсуждения выкупа пленников, есть такие строки: «И в дополнение к тому, что взял в долг и потратил на выкуп 230 книг Священного Писания, 100 текстов (пророков) и 8 книг Торы, все это свято и находится в Ашкелоне». Среди участников Первого Крестового похода встречались те, кто понимал ценность книг, так из еврейской и караимской синагог были собраны для выкупа 8 книг Торы. Это большое число сохранившихся священных текстов делает историю о сожжённой синагоге ещё более нереалистичной.
В том же тексте воздается хвала Господу за то, что франки не знали установленной цены, которую обычно платили за пленников: «И если бы они вели себя как принято, были бы проданы три за 100 динаров, и та же сумма была бы потрачена на спасение лишь некоторых». Сложно представить, чтобы христианские или мусульманские общины того времени прилагали столько усилий по выкупу из плена своих не знатных пленников.
Во многом благодаря взаимопомощи еврейская община смогла выжить, когда Эрец Исраэль оказалась под властью франков. В XIII веке общины существовали не только в городах, но и в сельскохозяйственных поселениях в Галилее.
На вебинаре 4 мая, посвященном судьбе еврейской общины в Иерусалимском королевстве, мы с вами комплексно рассмотрим разные текстовые источники того периода.