Найти в Дзене
Добрый Психологист

«Алло, вас из поликлиники беспокоят…» - это звонок от мошенника или же нет?

Оглавление

Под последними публикациями, прямо или косвенно касающимися телефонного мошенничества, ряд подписчиков сообщает о звонках из поликлиники. Обычное вроде как дело – если судить по сообщениям других подписчиков.

Я, к счастью, особо с системой здравоохранения пока еще имею возможность не общаться плотно, поэтому совершенно не в курсе, как проходят все подтверждения-уточнения-регистрации с последующими звонками.

Мать активно использует телефонную запись – отзванивается на специальный номер, называет ФИО и СНИЛС, выбирает врача и всё. За день до приема ей звонят (и то не всегда), просто спрашивают:

- Такая-то? Вы завтра записаны туда-то на такое-то время. Все в силе, вас ждать? Все, спасибо, - на том и весь разговор.

Но, как оказалось, за вполне себе полезными звонками опять могут прятаться мошенники.

Почему звонят из поликлиники?

Собрал анамнез популярных причин звонков "якобы из поликлиники", с которыми сталкиваются читатели:

  • Пройдите флюорографию. Предположу, что МОГУТ звонить на самом деле, если она просрочена, а вас там давно не было. Мне лет 6 назад звонили. То нас с работы централизованно гоняли, а то я после увольнения из рядов госслужбы на это дело благополучно забыл и 2.5 года не «светился». Позвонили, предложили явиться в назначенное время. Видимо какие-то планы были по обследованию населения. Сейчас, кстати, опять 2+ года не делал – не звонят.
  • Бесплатная диспансеризация для болевших ковидом. Такая процедура действительно была ранее, информация о ней приходила на почту переболевших гражданам от сайта Госуслуг. Там же указывался порядок записи. Но насколько я в курсе, программа распространялась на 2021-2023 годы. Сейчас она неактуальна. Но действует обычная диспансеризация.
  • Бесплатные анализы и прием терапевта в рамках диспансеризации. Не могу ответить – есть ли такая практика. Возможно, в каких-то регионах есть. Кажется. кто-то мне рассказывал, что звонили, приглашали. Но так-то анализы и терапевт входят в «базовую» диспансеризацию.

Часто читал, что просят еще назвать СНИЛС для подтверждения записи/визита по любому поводу. Подозрительно ли это? Как по мне - да.

Это все же персональные данные.

По идее, если поликлиника звонит Иванову Ивану Ивановичу, то звонящий должен его «видеть» и так, зная все данные. Но читатели так же пишут, что запрос СНИЛС по телефону – обычная практика.

Мол, идентифицировать так проще. Вот, например:

-2

Не буду утверждать ни того, ни другого. Предположу, что путают СНИЛС с полисом ОМС.

Скажу лишь, что сам по себе СНИЛС, как минимум, поможет запросить на ваш номер код от Госуслуг при попытке восстановить доступ.

Самый главный признак обмана – от вас требуют что-то, связанное с Госуслугами.

Очень интересный и детальный разбор такого звонка прислала мне читательница, попросив опубликовать – обязательно пригодится населению.

«Здравствуйте, из поликлиники звонят!»

Пару недель назад звонок на сотовый. И такой вот диалог состоялся.

- Здравствуйте, Имя Отчество! Беспокоит районная поликлиника. У вас диспансеризация не пройдена, приглашаем вас посетить терапевта и сдать текущие анализы.
- Спасибо, не интересно.
- Вы что, это государственная программа! Все бесплатно! Давайте запишем вас сейчас, придете к назначенному времени и все.
- Хорошо, на какое число можно записаться?
- Любое с завтрашнего дня. Время тоже на ваш выбор!

Я называю завтрашний день, время 16-00. У нас в поликлинике уже после 15 часов можно никого даже не искать.

- Отлично, заявка принята. Назовите СНИЛС для проверки.

Меня сразу насторожило то, что мою странную заявку сразу приняли.

- Нет под рукой, он дома. Я на работе…
- Хорошо, тогда сейчас давайте подтвердим вашу запись через Госуслуги. Ожидайте СМС-сообщения.

И все как надо сделали! Приходит СМСка для восстановления доступа на портал Госуслуг.

- Получили? Скажите мне код.
- Вы что мне прислали? Это СМС для доступа к Госуслугам! Зачем это?
- Мы восстанавливаем вашу учетную запись, чтобы вы могли оставить заявку!

Как невозмутимо ответила эта девица! Сразу, не думая ни секунды.

- Вы за меня входите в мою учетную запись?! Я сама могу записаться.

Тут я уже голос повысила. Где-то даже оставались сомнения, что может и впрямь за меня заходят, чтобы заявку оставить.

- Нет, не вхожу. Сейчас учетная запись в нашей системе будет восстановлена и ваша заявка принята. Вам нужно только сообщить код!

Я сказала пару ласковых и отключила звонок. Еще несколько раз звонили с разных номеров, отвечать не стала, было уже некогда. Потом перезванивала на номера, все сбрасывалось.

Кому рассказала, меня половина убеждала, что это не мошенники! Это, как мне говорили две подруги, что так и вправду могла звонить поликлиника!!

А я перезвонила, уточнила. Диспансеризация мне полагается, в общем порядке. Приду и все сделаю. Никто с такими вопросами не обзванивал. Это были 100% обманщики!

Распространите, пусть остальные будут предупреждены.

////конец письма.

Как защититься?

Классика жанра для угона данных от Госуслуг.

Что можно с ними сделать и что делать, если все же угнали – уже писал. Не забываем изучать:

Защититься просто – НИКАКИХ кодов, особенно из СМС, где сказано "НЕ сообщайте никому" - все же не сообщать. Узнали, что вам что-то полагается, уточнили порядок записи, поблагодарили и отключились. Далее звоните в регистратуру поликлиники по месту жительства и узнавайте – действительно ли вас кто-то и куда-то звал.

Иначе никак. Потому как 100% сотруднику поликлиники совершенно не нужен код от Госуслуг. Вообще. Вас могут приглашать, информировать, опрашивать, но НИКОГДА не запрашивать то, что черным по белому или черным по зеленому написано в сообщении "НЕ СООБЩАТЬ НИКОМУ".

И даже если вдруг это очень дружелюбный сотрудник, который решил помочь пенсионеру, не сильно дружащему с техникой, оформить заявку от его имени - ему так же НИЧЕГО сообщать нельзя. Потому как грубейшее нарушение всех возможных правил.

Запоминаем: Получили информацию, записали что, куда по какой программе/графику и, если что-то с вас трясут подозрительное - звоните сами на публичные номера поликлиники.

Ах да.

Мне тут интересную вещь поведали, что в рамках «народного голосования за выбор проектов для благоустройства» по инициативе Минстроя, распространена практика волонтеров на улицах. Это ребята, которые помогают гражданам проголосовать. Через Госуслуги.

Как? Дают свой планшет, предлагают там зайти на сайт, там войти в учетку Госуслуг, ввести код, который пришел НА ТЕЛЕФОН человеку и ввести его на чужом устройстве. Либо, как тоже писали, нужно сообщить код волонтеру, он все оформит. Не, я их ни в чем подозреваю – но на фоне творящегося пика активности всякого жулья, эти ребята наоборот должны лишний раз сказать, что НИКОМУ не сообщайте. И вводите только на своем телефоне.

Жаль, узнал поздно – голосование уже закончилось. У нас тоже они возле оживленных мест поджидали неголосовавших, надо было согласиться и посмотреть. А если код запрашивают - провести разъяснительную работу, что подобные действия лишь вводят граждан в заблуждение. Максимум, что могли бы сделать – на устройстве голосующего все помочь сделать. Но не более!

Такие вот дела.

«Нравлик» по традиции, остальное – как желаете