Итак, с вашего позволения, - снова о Базарове. В предыдущей статье я разобрала эпизод, где описывается его смерть. К слову сказать, не все современники Тургенева приняли эту сцену. Так, к примеру, графиня Е.В.Салиас де Турнемир, которая писала: «Лучшие исключения из старого поколения он воплотил в отцах, а самые уродливые — в сыновьях, в детях», - сцену раскритиковала. В неоднократно цитированном мной письме к К.К.Случевскому Иван Сергеевич ясно указал, что она «смерть Базарова… называет геройскою и потому критикует». А между тем, сам он пишет, что эта смерть «должна была наложить последнюю черту на его трагическую фигуру. А Ваши молодые люди и её находят случайной!»
Почему же не случайна? Имею в виду, конечно, не случайность заражения, а именно то, зачем понадобился этот эпизод автору. О какой «последней черте» идёт речь?
Ещё раз напомню, что появлению романа предшествовала статья Н.А.Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», посвящённая разбору романа «Накануне». Один из упрёков, высказанный критиком: «Итак, великим идеям, великим сочувствиям нет ещё места среди нас?.. Всё героическое, деятельное должно бежать от нас, если не хочет умереть от бездействия или погибнуть напрасно? Не так ли? Не таков ли смысл повести, разобранной нами?»
А заканчивается статья надеждой, что «в литературе явится полный, резко и живо очерченный, образ русского Инсарова»: «И не долго нам ждать его: за это ручается то лихорадочное мучительное нетерпение, с которым мы ожидаем его появления в жизни. Он необходим для нас, без него вся наша жизнь идёт как-то не в зачёт, и каждый день ничего не значит сам по себе, а служит только кануном другого дня. Придёт же он, наконец, этот день! И, во всяком случае, канун недалёк от следующего за ним дня: всего-то какая-нибудь ночь разделяет их!..»
И хотя Тургенев всячески отрицал мнения критиков, которые «называли повесть "памфлетом", упоминали о "раздражённом", "уязвлённом" самолюбии», не приходится сомневаться, что во многом он Добролюбову ответил. Очень жаль, что критик не мог прочитать нового романа: он умер ещё до его появления в печати (и трагически рано, как Базаров, - в двадцать пять лет!)
Что же хотел ответить писатель? При выходе роман вызвал бурю очень противоречивых отзывов.
В статье «По поводу "Отцов и Детей"», опубликованной через семь лет после выхода романа, Тургенев вспоминал: «Я испытал тогда впечатления, хотя разнородные, но одинаково тягостные. Я замечал холодность, доходившую до негодования, во многих мне близких и симпатических людях; я получил поздравления, чуть не лобызания, от людей противного мне лагеря, от врагов».
И практически все эти отклики были связаны с образом главного героя. Я уже писала, что кто-то увидел в нём откровенную карикатуру, кто-то принял восторженно…
В уже упомянутом мной стихотворении Д.Д.Минаева Базаров выведен с явной насмешкой:
Героя видно по приметам,
А в нигилисте мрачном этом,
С его лекарствами, с ланцетом,
Геройства нет следа…
… друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров —
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург.
Рисунок А.М.Волкова в журнале «Искра» явно передаёт именно такое впечатление:
А что же сам автор? Он делает примечание к только что упомянутой статье, приводя выписку из своего дневника за 30 июля 1861 года: «Часа полтора тому назад я кончил, наконец, свой роман… Не знаю, каков будет успех. — "Современник", вероятно, обольёт меня презрением за Базарова и не поверит, что во всё время писания я чувствовал к нему невольное влечение»… Угадал, конечно: статья М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени» появилась как раз в «Современнике». Отношение Тургенева к Базарову неоднозначно. А.А.Фету он писал: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!»
В статье о романе он попытается проанализировать своё отношение к герою: «Воспроизведенный мною Базаровский тип не успел пройти чрез постепенные фазисы, через которые обыкновенно проходят литературные типы. На его долю не пришлось — как на долю Онегина или Печорина — эпохи идеализации, сочувственного превознесения. В самый момент появления нового человека — Базарова — автор отнёсся к нему критически… объективно. Это многих сбило с толку — и кто знает! в этом была — быть может — если не ошибка, то несправедливость». Однако в дальнейшем Тургенев всё чаще и чаще будет выступать в защиту Базарова. Его будут возмущать упрёки в окарикатуривании образа. «Базаров, это моё любимое детище,.. на которого я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски, Базаров, этот умница, этот герой — карикатура?!?» - напишет он А.П.Философовой (обратите внимание на восклицательные и вопросительные знаки!) А обращаясь к М.Е.Салтыкову-Щедрину, заметит: «Скажите по совести: разве кому-нибудь может быть обидно сравнение его с Базаровым? Не сами ли Вы замечаете, что это самая симпатичная из всех моих фигур?»
И всё-таки – почему умирает Базаров? Не можем же мы удовольствоваться пояснением некоторых не очень старательных школьников: «Заразился – и умер». У настоящего, большого писателя, как мы уже говорили, ничего не бывает «просто так».
Мне кажется, сам автор это объяснил. Части этого высказывания я уже приводила, давайте прочтём его целиком: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и всё-таки обречённая на погибель — потому, что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего, - мне мечтался какой-то странный pendant Пугачевым». Думаю, вот оно, главное – «стоит ещё в преддверии будущего». Русские Инсаровы появились, но время их ещё не пришло…
Но в то же время Тургенев сам писал: «Базаровский тип имел, по крайней мере, столько же права на идеализацию, как предшествовавшие ему типы». Он показал героя, который придёт на смену старшему поколению, и именно так восприняли его очень многие. И многие из «молодых штурманов будущей бури» увидели в Базарове близкие себе черты. Тургенев с гордостью приводит слова немецкого критика, отреагировавшего на перевод романа: «Можно было скорее предположить, что всякий новейший радикал с чувством радостного удовлетворения признает свой собственный портрет, своих единомышленников в таком гордом образе, одарённом такою силою характера, такой полной независимостью от всего мелкого, пошлого и ложного». Две статьи посвятил тургеневскому герою высоко оценивший его образ Д.И.Писарев.
А в день похорон писателя в Петербурге распространялась отпечатанная в нелегальной типографии прокламация «И.С.Тургенев», автором которой был народоволец П.Ф.Якубович. Он говорил, что «Тургенев был честным провозвестником идеалов целого ряда молодых поколений, певцом их беспримерного, чисто русского идеализма, изобразителем их внутренних мук и душевной борьбы». По его словам, герои Тургенева – «это типы, которым подражала молодежь и которые сами создавали жизнь. Борцов за освобождение родного народа ещё не было на Руси, когда Тургенев нарисовал своего Инсарова; по базаровскому типу воспиталось целое поколение так называемых нигилистов, бывших в свое время необходимой стадией в развитии русской революции».
О Базарове спорили в момент появления романа, спорят и поныне. И не в этом ли заключается самая высокая оценка романа?
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
"Путеводитель" по циклу здесь
Навигатор по всему каналу здесь