Недавно услышала, как Зоя Богуславская сказала, что Никиту Михалкова она знает с детства и поражена, как незаметно из обаятельного шалопая он превратился в отличного режиссёра.
Я, конечно, не знаю «с детства» Михалкова, но всегда была поражена не этим. А тем, что в одной семье оба брата стали выдающимися кинорежиссёрами.
Сегодня не стану рассуждать про их фильмы, которые очень люблю.
Написать хочется про дело, которому служат Михалковы. Про кинопроцесс и режиссуру.
Буквально на днях модный и интересный молодой актёр Юра Борисов в интервью сказал, что Андрей Сергеевич Кончаловский – режиссёр, который его потряс. Потому что тот умеет работать со всеми по-разному и к любому подбирает энергетический ключик.
Кончаловский – цитирую – открыт миру, гибкий, хулиганистый и непосредственный.
А уж о том, как работал режиссёр Никита Михалков, вообще легенды ходят.
Михалков любил работать с одними и теми же людьми. Не важно, актёры это или гримёры.
Как говорил Александр Адабашьян, друг Михалкова и всегдашний художник-постановщик его фильмов, на работу в их съёмочную группу люди в очередь стояли.
Потому что все были семьей. И восторженно любили фильм, который делали. У Михалкова даже водители и осветители просили перед началом съёмок почитать литературный сценарий.
При выезде на натуру у Михалкова хорошая гостиница была для всех в группе. Он тщательно выбирал столовую и вообще заботился о всеобщем комфорте. Поэтому все гримёры, осветители, водители, бутафоры, костюмеры хотели работать с Михалковым.
У него не было дискриминации. Не было избранных для «люксов». На площадке все обращались друг к другу на «вы» и по имени-отчеству. А после рабочего дня вся группа вместе играла в футбол. Там все могли выпустить пар, а осветитель – наорать на режиссёра за неудачный пас. Это было железным принципом.
Актёров в кадр вызывали минута в минуту, когда все было готово и свет выставлен. Никто не сидел зря. Появляется актёр на площадке – наступала полная тишина.
Михалков все контролировал сам. И сам руководил процессом.
Эдуард Артемьев, написавший музыку почти ко всем фильмам режиссёра Михалкова, считал, что он просто обладает сверхъестественными способностями.
Например, Михалков – сильный экстрасенс. Артемьев утверждал, что режиссёр неоднократно снимал руками приступы головной боли.
Под бешеное обаяние Михалкова многие попадались. Я, например, бесконечно могу переслушивать интервью сценариста Виктора Мережко с его рассказами о «Родне».
Нонна Мордюкова просила у Мережко сценарий такой, «как мне надо». «Родня» ей понравилась страшно. Она требовала, «шобы это снимали уже завтра и шобы был самый лучший режиссёр Михалков».
Мережко считал, что сельскую историю Михалков не возьмёт. «Не гавкай, возьмёт», – так ответила ему Мордюкова и подсунула режиссёру сценарий на закрытии Московского кинофестиваля. Михалков загорелся.
«Горела» и Нонна Мордюкова. Ей все нравилось в Михалкове, как говорил Виктор Мережко, усы и «Мерседес», запах одеколона и улыбка.
Но съёмки в 1980 году шли непросто. Мордюкова – актриса с мнением, поэтому она с Михалковым то ссорилась, то бурно мирилась. Однажды практически подрались.
Периодически Мордюкова громко уезжала со съёмок, грузила все подарки, которые ей дарили поклонники. А дарили ей банки с вареньем, соленья, даже сковородки и тарелки. Но потом приезжал Михалков, обнимал ее, целовал и… Мордюкова опять громко заселялась в гостиницу.
Потом актриса говорила, что Михалкову отказать нельзя. Он умеет добиться результата и всех подчинить все равно.
Смотрю разные интервью актёров, что работали с Михалковым. Стеблов, Крючкова, Мордюкова, Калягин… И все, как заговоренные, рассуждают о магнетическом обаянии режиссёра и его умении собрать команду, где иногда понимают даже без слов.
Например, фильм «Пять вечеров» сняли всего за 26 дней. Такого прецедента в нашем кинематографе ещё не было. Получилась картина на все времена. Во многом потому, что с Михалковым работала команда единомышленников.
К Михалкову нельзя относиться нейтрально. Кто-то на него молится, кто-то осуждает и не любит. Но судить надо по результату. А результат один – работы Михалкова – это картины золотого фонда нашего кино. И о чем тут спорить?
Эта заметка Ирины Биккуловой – часть культурного проекта "Настоящие мужчины нашего кино".
Еще в проекте: