Обычно считается, что биопанк противостоит жанру киберпанка. И если другие ответвления "панковской" литературы (дизельпанк, стимпанк, клокпанк, нанопанк, атомпанк и проч.) только дополняют первоисточник, то биопанк идет с ними всеми вразрез. И выражается это в первую очередь в своеобразном неповторимом визуале. В то время как киберпанк и прочие близкие ему жанры вызывают этакое чувство ностальгии по будущему и визуальное наслаждение (вспомните кадры из "Бегущего по лезвию", например или любой другой неоновый фильм вроде "Видоизмененного углерода"), биопанк внушает скорее неприязнь, отвращение и вместе стем имеет какую-то странную завораживающую притягательность. Словно смотришь на омерзительную вещь и не можешь оторвать взгляд. Но, конечно же, тут я утрирую. Не весь биопанк омерзителен, хотя любое произведение от книги до фильма в этом жанре вызывает брезгливый ужас разной степени тяжести.
Что принято относить к биопанку? Ну, для начала давайте разберемся с его базовой составляющей. Если у любого "панка" от стим до кибер в основе лежит принцип High Tech — Low Life, то вот в биопанке он совершенно не обязателен. Тут речь идет только о высоких технологиях, основанных на развитии (но, как правило и просто игре) биотехнологий, в основном генетических, но не обязательно. Биопанк - жанр, в котором мы видим чудовищные организмы, созданные наукой и не менее чудовищные способы их применения, всевозможные мутации, клонирование, изменение генетического кода, симбиоз, паразитирование и все то, что нас неприятно удивляло при изучении биологии. И на первом месте именно ини - биотехнологии. Корпоративные войны, классовое расслоение, мафиозные разборки и прочие атрибуты "панка" тут не то что вторичны, а вовсе необязательны.
Из последнего (относительно) в этом жанре можно назвать:
- "Борн" Д. Вандермеера - совершенно неприятный, но при этом чрезвычайно интересный роман о мире биотехнологий, пропитанный как жестокостью, так и необычным визуалом. В дополнение к нему "Странная птица" и "Мертвые астронавты" того же автора;
- "Падшие ангелы Мультиверсума" - довольно старый но все еще увлекательный роман Леонида Алехина. Описания иерархии и деятельности Симбиотического Синклита - биокорпорации будущего до сих пор не устарели и кажутся свежими и интересными;
- "Scorn" конечно же - одна из новых игр с ярким визуалом на грани бодихоррора и сплаттерпанка, но при этом довольно типичный биопанк;
- "Bioshock" в ту же копилку. особенно первая часть, про подводный город Восторг 50-х гг., в котором царили наравне с утопическим обществом совершенно неэтичные биоэксперименты. Этакое смешение атомпанка и биопанка.
- "Экзистенция" - в этом жанре фильмов немного (если не считать треш вроде Гайвера и похожий на биопанк, но все же бодихоррор Муха), но этот определенно лучший. Думаю, вы не забыли процесс поедания моллюска Джудом Лоу из костей которого он сделал пистолет и зарядил его зубами.
- "Гаттака" - самый не вызывающий отвращения визуалом фильм, доказывающий, что биопанк может иметь любые формы.
А что же у нас? Как ни странно, но именно в Советском Союзе идеи биопанка были очень актуальны и популярны. Куда больше чем киберпанковские или фантазии о силе пара. Вспоминая фантастику 70-80-х гг., то и дело натыкаешься на описания биомассы из которой можно производить все что угодно. Причем у друзей по соцлагерю наблюдалась примерно та же картина. Что можно вспомнить из книга авторов "ближнего зарубежья":
- "Эдем" Станислава Лема - это чистейший образец биопанка, хоть и на научно-фантастической основе о контакте. И при это антиутопия. История о масштабном биологическим эксперименте на одной из планет, превратившемся в бесконтрольный и катастрофический.
- Белая трость калибра 7.62 О. Неффа. От биопанка тут очень реалистичное описание процесса преобразования биологии человека с целью его ассимиляции захватчиком.
И советских-российских представителей жанра можно смело назвать:
- мультипликационный фильм "Амба" о вышедших из-под контроля биотехнологиях на Марсе (привет "Doom"). Как я уже - говорил, идея строительства живых домов и вещей из биомассы - вещь популярная в советской фантастике, а потому удивляться такому сюжету мультфильма 1994 года не стоит.
"Через тернии к звёздам" - фильм,в котором биопанк занимает далеко не последнее место. Тут вам и клонирование и биомасса и даже мутации. И биоэкологическая катастрофа планетарного масштаба.
И, конечно, шедевр советского биопанка - повесть Кира Булычева "Белое платье Золушки". С ней я познакомился еще в детстве, но частично (первая глава публиковалась как отдельный рассказ в сборнике) и, честно говоря, пришел в шок. Неокрепший детский ум с трудом мог переварить концепцию, достойную фильма ужасов - с помощью сотен хирургических операций люди (ученые) адаптировали свои тела для работы на других планетах и в сложных условиях. Главным героем того рассказа был вулканолог - бронированная черепаха, в которой не осталось от человека ничего. Впрочем, герой этой части (спойлер) погибает и дальше мы следим за любовными приключениями знакомого нам доктора Павлыша. Молодой космолетчик встречает после банкета плачущую девушку и это их последняя встреча, хотя безнадежный романтик уже успел отчаянно влюбиться. Дальше мы видим его поиски незнакомки (и то, что сейчас назвали бы сталкингом), а также упорное нежелание девушки видеться с ним. Потому что она уже давно превращена хирургами в гигантскую птицу, парящую над океаном. Как вам такой сюжет?
Читая "Борн" Вандермеера, я все не мог отделаться от мыслей, что Кир Булычев намного опередил развитие жанра, создав одновременно притягательную и отталкивающую повесть. Она входит в золотой фонд советской фантастики, но до сих пор не перестает быть пугающей и вызывающей эстетический шок после прочтения. Впрочем, как и вся литература жанра биопанк.