Найти тему
Есть мнение

Почему наука проигрывает псевдонаучным идеям (о моментах, которые стоит учесть)

Есть мнение, что "наука борется с суевериями, как свет с потемками". Так считал человек, внёсший значительный вклад в различные области науки. Человек, отдавший долгие годы своей жизни преподаванию и воспитанию новых ученых. Человек, открывший в середине XIX века один из фундаментальных законов мироздания - периодический закон химических элементов. Этим человеком был Д. И. Менделеев. И вот на дворе XXI век - эпоха стремительного прогресса, новых технологий и триумфа научной парадигмы восприятия мира.

Казалось бы, мы живем в невероятно просвещенную эпоху, где всякого рода мракобесию не должно быть места. Тем не менее в современном обществе отмечается популярность псевдонаучных идей. Люди не стали менее суеверны. Каждый день миллионы людей серфят в интернете информацию, которая их вводит в заблуждение. А псевдонаучные публикации про конец света, инопланетян и рептилоидов набирают завидное количество просмотров. Российское ТВ деградирует на глазах: засилье лженауки и прочей иррациональной чепухи на телевидении - серьезная проблема, которую никто не спешит решать.
Почему же люди сегодня выбирают мрак невежества: верят в фантастическое, доверяют волшебству, и другим вещам, которые невозможно доказать и подтвердить фактами?

-2

Часто приходится слышать, что всё это следствие общей научной необразованности населения. Всё, что выходит за рамки имеющихся представлений и знаний человека, он будет стремиться объяснить с помощью потусторонних сил, примет, гаданий, астрологии. Из-за незнания люди всё объясняют сверхъестественным. Можно сказать, что чем больше багаж знаний человека, тем он меньше будет склонен к предрассудкам.

Человек объясняет всё сверхъестественными силами из-за банального отсутствия критического мышления или нежелания им пользоваться. Хотя каждому современному человеку доступны знания, которые всего несколько веков назад были недоступны даже величайшим умам человечества. Всегда легче прибегнуть к упрощённой и комфортной форме познания, избегая изучения мира через абстрактные научные понятия. К тому же интернет, библиотеки, архивы и система образования - это лишь инструменты. Чтобы правильно пользоваться таковыми, нужно мочь в критический анализ: уметь проверять информацию с точки зрения логики и правильности предпосылок. И, непременно, иметь какие-никакие способности к познавательной деятельности и желание.

Устройство мышления нашего вида заведомо уязвимо. Учёные и вовсе считают, природа нашего мышления - иррациональна. О чем свидетельствуют многочисленные когнитивные искажения. А ещё, будучи существами стадными (коллективными, социальными), мы делим друг друга на "чужих" и "своих" и склонны верить "своим", так как отождествляем себя как часть этой культурной группы. Понимание этих причин может помочь нам распознавать и критически оценивать псевдонаучные утверждения, способствуя более рациональному осмыслению.

А ещё псевдонаука может быть обаятельной благодаря не только нашим когнитивным предубеждениям и социальному влиянию, но и психологическим моментам, в частности эмоциональному призыву. Лженаучные убеждения дают чувство контроля в неопределенных ситуациях, объясняя сложные явления или предлагая способы манипулирования окружающей средой исключительно в наших интересах. Псевдонаука становится средством оказания психотерапевтической помощи, формой защиты эмоционального состояния человека. В этом смысле многие псевдонаучные верования дают то, что не может дать наука.
Иррациональность апеллирует к нашим эмоциям, что и делает ее более привлекательной и убедительной, чем рациональные, основанные на доказательствах аргументы. Разница между псевдонаукой с наукой в том, что псевдонаука эволюционирует по принципу: выживают наиболее привлекательные идеи, а не правильные.
Наука - вещь сложная и в изложении скучноватая. Серьезные исследования у большинства людей особых эмоций не вызывают - подумаешь, астрофизики совершили важные космические открытия: где-то там нашли чёрные дыры и экзопланеты. Другое дело, если бы обнаружили "тонкие миры", которые "научно" подтвердили факт загробной жизни.

-3

И как наладить конверсию научного контента?


Ни в коем случае не переходить на сторону тьмы, и тоже играть на эмоциях. Мы живем в мире, где балом правят эмоции. Люди - самые эмоциональные создания. Мы принимаем решения и действуем под влиянием чувств и эмоций. Сначала чувствуем, а потом думаем - такова природа человека. Связь эмоций и действий, обходя рациональное мышление, лежит за плоскостью прямого восприятия информации. Чаще всего причиной нажатия кнопки "like" становится не содержание контента, а его эмоциональный заряд. Эмоциональный посыл, воздействуя на одну из "влиятельных" областей мозга, мотивирует на действия. Это механизм, который появился у наших далёких предков и был унаследован в ходе эволюции. Наше сознание, разумеется, тоже влияет на наше поведение. Но эмоции, как ничто другое, побуждают нас совершать или не совершать те или иные действия. Все наши решения основаны на эмоциях.

Автор: Ольга