14,3K подписчиков

Агент Моссада в Тегеране

278 прочитали
Теперь, когда все уже отсмеялись по поводу несомненного участия агента Моссада Эли Коптера в крушении вертолета иранского президента, хочется вспомнить о другом нашем результативном шпионе в Тегеране.

Теперь, когда все уже отсмеялись по поводу несомненного участия агента Моссада Эли Коптера в крушении вертолета иранского президента, хочется вспомнить о другом нашем результативном шпионе в Тегеране. Или, точнее говоря, о шпионке.

Я имею в виду опытную хакершу Тамар Рабинян, которую заслали в иранскую столицу, чтобы она взломала защиту местной системы ПВО и "ослепила" радары врага, когда израильские самолеты полетят бомбить секретный ядерный реактор.

Я сейчас не раскрываю никаких военных тайн.

Все, что я описал, является сюжетом первого сезона израильского сериала "Тегеран", одного из наших главных международных хитов, сравнимого по популярности разве что с "Фаудой", которую тоже смотрят и любят по всему миру. Связь, кстати, не случайная. Сценарий "Тегерана" написал бывший журналист-расследователь Моше Зондер, ранее работавший с Лиором Разом над сюжетом "Фауды".

Теперь, когда все уже отсмеялись по поводу несомненного участия агента Моссада Эли Коптера в крушении вертолета иранского президента, хочется вспомнить о другом нашем результативном шпионе в Тегеране.-2

Недавно, еще до гибели "тегеранского мясника", президента Ибрагима Раиси, появилось сообщение о том, что стриминговая платформа Apple TV+, которая купила права на международный показ сериала, отменила премьеру нового, третьего сезона. Ну, то есть формально не отменила, а перенесла на неопределенный срок. На Ближнем Востоке неспокойно, а Иран в последнее время не только трусливо пакостит нам чужими руками, но и кое-что себе позволяет вполне открыто.

После хвастливой, шумной, но крайне бестолковой ракетно-дроновой атаки по территории Израиля непредсказуемость и опасность исламо-фашистского режима аятолл стала очевидна многим и на Западе. Поэтому руководство Apple TV+ решило не дразнить понапрасну этих неадекватных людей и премьеру нового сезона попридержать.

Это, конечно, очень разочаровывает многочисленных поклонников, поскольку все заранее знали, что к актерскому составу на этот раз присоединился блистательный Хью Лори (при том, что во втором сезоне мы уже увидели обладательницу Оскара Глен Клоуз). Так что шоу определенно набирает обороты, а события становятся все масштабнее.

Теперь, когда все уже отсмеялись по поводу несомненного участия агента Моссада Эли Коптера в крушении вертолета иранского президента, хочется вспомнить о другом нашем результативном шпионе в Тегеране.-3

Снимали "Тегеран" в Греции. Хотя, если этого не знать, у вас не возникнет ни малейших сомнений, что в кадре улицы иранской столицы. Этому немало способствует совершенно роскошный саундтрек, созданный уроженцем Махачкалы, израильтянином Марком Элияху. Музыкант виртуозно играет на каманче, старинном восточном инструменте, традиционном для Ирана. Послушайте вот по этой ссылке главную музыкальную тему сериала. Музыка звучит одновременно сурово, элегантно и очень экзотично. Она вполне может конкурировать со знаменитыми темами из бондианы или цикла "Миссия невыполнима".

Сценаристы особо подчеркивают, что одной из их задач было заставить зрителя полюбить иранскую культуру, этакую смесь очарования "Тысячи и одной ночи" с образом современного мегаполиса наподобие Нью-Йорка. Мне кажется довольно ироничным, что нынешние власти Ирана фактически заперли многовековую персидскую культуру в карцер исламского фундаментализма, а представители страны, которую аятоллы призывают уничтожить, делают такие впечатляющие шаги для возрождения этого фантастического национального колорита.

Подобно лучшим образцам остросюжетного израильского кино, "Тегеран" сделан максимально реалистично. Насколько это вообще возможно за пределами самого Ирана. Все актеры, например, свободно говорят на фарси.

Исполнительнице главной роли Нир Султан, героиня которой родилась в Тегеране, но выросла в Израиле, пришлось полгода интенсивно учить язык, чтобы ее речь звучала в нужной степени достоверно.

Даже во время съемок актриса продолжала занятия, совершенствуя свое произношение.

Теперь, когда все уже отсмеялись по поводу несомненного участия агента Моссада Эли Коптера в крушении вертолета иранского президента, хочется вспомнить о другом нашем результативном шпионе в Тегеране.-4

Образ Тамар получился очень объемным, сложным и полным противоречий. Во время работы над сюжетом к проекту присоединялись новые сценаристы, добавляя ведущему персонажу шоу дополнительные интересные черты и психологические нюансы. В результате им удалось добиться, чтобы на экране Тамар выглядела не воплощением всех жанровых клише, а живым человеком, постоянно удивляющим нас то своей непредсказуемостью, то - особенно в критических ситуациях - поразительной находчивостью.

Главным антагонистом в сериале оказывается Фараз Камали, офицер Корпуса стражей исламской революции, сыгранный ирано-американским актером Шоном Тоубом.

Его герой, умный, целеустремленный, принципиальный следователь, неотвратимо идет по следу таинственной шпионки, всякий раз оказываясь настолько близко, что, кажется, сделай он один лишний шаг и сможет наконец поймать Тамар.

Теперь, когда все уже отсмеялись по поводу несомненного участия агента Моссада Эли Коптера в крушении вертолета иранского президента, хочется вспомнить о другом нашем результативном шпионе в Тегеране.-5

Эта игра в кошки-мышки еще больше осложняется, учитывая, что израильтянка не самый опытный агент. Она хороша как хакер, но как оперативник имеет явно недостаточную подготовку. Поэтому делает ошибки, реагирует чересчур эмоционально и подчас принимает необдуманные решения.

Собственно, именно ошибка героини вынуждает ее застрять в Иране по окончании миссии, что и стало основанием для второго и последующих сезонов.

И это большой плюс для истории. Занятно, конечно, наблюдать за приключениями супер-профессиональных шпионов, но вы не сможете ассоциировать себя с ними, а значит не будете по-настоящему искренне им сопереживать.

А когда в кадре не особенно опытный агент, нам легко поставить себя на его место, задаваясь вопросами: а как бы я отреагировал, как бы поступил, как повел бы себя в опасной ситуации?

Все это делает происходящее ошеломляюще-реальным лично для вас.

Теперь, когда все уже отсмеялись по поводу несомненного участия агента Моссада Эли Коптера в крушении вертолета иранского президента, хочется вспомнить о другом нашем результативном шпионе в Тегеране.-6

После отмены премьеры нового сезона в сети тут же начали шутить, что Apple не хочет давать нам спойлеры. Что, мол, в сериале что-то покажут, а оно потом случится в реальности и никто уже не удивится, вся интрига коту под хвост.

Вы будете смеяться, но у этой шутки есть реальное основание.

Еще после показа первого сезона в 2020 году в интернете было много ехидных высказываний всякого рода диванных экспертов, что сюжет о хакере, взламывающем систему ПВО, большая натяжка, что это невозможно и неправдоподобно. Вероятно, для подобных экспертов будет сюрпризом, но Израиль проводил в точности такую операцию в реальности. Правда, не в Иране, а в Сирии.

В 2007 году наши ВВС уничтожили ядерный реактор в сирийской провинции Дейр-эз-Зор, предварительно взломав защиту системы ПВО. Тогда все прошло как по маслу. Отчего бы подобное стало невозможным в случае с Ираном? Тем более, что недавние события показали, насколько некомпетентна армия аятоллы, как беззуба она в нападении и как уязвима для грамотной ответной атаки.

Больше вам скажу, вскоре после премьеры сериала, в июле 2020 года случился очень загадочный взрыв на иранском заводе по обогащению урана Натанз. Власти тут же заявили, что всему виной авария на производстве. Но в прессу просочились сведения, что удар был-таки нанесен с воздуха.

Кем - поди пойми. Но в этом случае иранские силы ПВО снова оказались не на высоте.

Теперь, когда все уже отсмеялись по поводу несомненного участия агента Моссада Эли Коптера в крушении вертолета иранского президента, хочется вспомнить о другом нашем результативном шпионе в Тегеране.-7

Вообще, учитывая, что Иран весьма закрытая страна, достоверные сведения о ней носят довольно фрагментарный характер. Мы лишь интуитивно можем предположить, что характерно для тамошней жизни, а что нет.

Например, в сериале израильтянка Тамар отправляется на подпольную рейв-вечеринку в пригороде Тегерана. На первый взгляд, чушь. Какие могут быть рейв-вечеринки в атмосфере полнейшего религиозного мракобесия, царящей в стране? Наверняка израильские авторы слишком вольно фантазировали, приписывая особенности своей жизни иранцам.

Но нет, эксперты-востоковеды утверждают, что подобные вечеринки действительно случаются. И это довольно давняя традиция, насчитывающая уже лет 40.

Молодые иранцы, в основном жители крупных городов, арендуют отдельно стоящий дом в горах, стараются по возможности добиться звукоизоляции и проводят там свои подпольные встречи с модной западной музыкой, контрабандным спиртным, травой и свободными нравами..

За участие в подобных сборищах, если их накроет полиция, можно получить два десятка ударов плетью, а то и тюремный срок. Но молодежь все равно рискует, ибо ни одна диктатура в истории не опирается на всеобщую поддержку. Всегда есть немало людей, склонных протестовать - теми способами, какие им кажутся доступными.

Теперь, когда все уже отсмеялись по поводу несомненного участия агента Моссада Эли Коптера в крушении вертолета иранского президента, хочется вспомнить о другом нашем результативном шпионе в Тегеране.-8

То же касается эпизодов сериала, в которых мы видим демонстрацию светских иранцев против тотального религиозного режима. Это выглядит уж очень сомнительным.

И тем не менее сценаристы вновь опирались на реальные события. В 2017-2018 годах подобные протесты носили прямо-таки массовый характер. Так что антиклерикальные акции не только случаются, их участники временами еще и вступают в драку с теми, кто выходит митинговать в поддержку шариата. Именно это мы и видим на экране.

Теперь, когда все уже отсмеялись по поводу несомненного участия агента Моссада Эли Коптера в крушении вертолета иранского президента, хочется вспомнить о другом нашем результативном шпионе в Тегеране.-9

Словом, Иран в израильском сериале отнюдь не изображается этаким Мордором, царством беспросветного зла. Авторы не хотят показывать людей, находящихся по разные стороны баррикад, ни однозначно хорошими, ни однозначно плохими. В условиях войны торжествует так называемая "серая мораль", которая заставляет героев, сражающихся на стороне добра, совершать порой жестокие, неблагородные поступки.

И наоборот, персонажи условно отрицательные имеют свою правду, свою логику. Они любят близких, проявляют великодушие и способны на самопожертвование. Словом, временами вызывают уважение.

Конфликт становится гораздо более сложным и невероятно увлекательным. Вы вдруг понимаете, что способны поставить себя на место каждой из его сторон и взглянуть на причину их противоречий с разных точек зрения.

Теперь, когда все уже отсмеялись по поводу несомненного участия агента Моссада Эли Коптера в крушении вертолета иранского президента, хочется вспомнить о другом нашем результативном шпионе в Тегеране.-10

Насколько бы ни задержали премьеру третьего сезона "Тегерана", новый, четвертый сезон уже в работе.

Осенью 2023 года авторы объявили, что приостанавливают работу над сценарием, поскольку чудовищное нападение озверевших исламистов на Израиль 7 октября кардинально меняет картину реальности, в которой мы сегодня живем.

Поэтому сюжет четвертого сезона будет частично переписал, чтобы поместить события в новый контекст взаимоотношений в регионе и в мире. Не только между Израилем и Ираном, а гораздо шире - между Израилем и обширным фронтом террористических иранских прокси, включая щедро финансируемые университествие сообщества и окончательно дискредитировавшие себя международные организации вроде ООН, гаагского суда и формально правозащитных фондов.

В этом смысле образ одинокой израильтянки в тылу врага становится метафорой самого Израиля, существующего и борющегося в крайне враждебном окружении. Подобно Тамар, наша страна полна противоречий, она может совершать ошибки, принимать неверные решения, способные повлечь за собой трагические последствия, может испытывать приступы отчаяния, но ни за что не опустит руки и в конце концов, сражаясь за правое дело, просто обязана победить. Потому что в нашей борьбе проиграть значит погибнуть.

Теперь, когда все уже отсмеялись по поводу несомненного участия агента Моссада Эли Коптера в крушении вертолета иранского президента, хочется вспомнить о другом нашем результативном шпионе в Тегеране.-11

*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.

**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.