В конце апреля был эфир с человеком, которого я считаю одним из своих учителей, а в некоторых аспектах, моей ролевой моделью – Андреем Евгеньевичем Волковым, профессором, первым ректором Школы управления СКОЛКОВО, директором Института общественных стратегий.
В его словах чувствуется отрефлексированное понимание и позиция по многим понятиям. В большинстве случаев оно и она значительно, а иногда и полностью отличается от принятого в социальном. Такой взгляд всегда интересен и даёт новое понимание мира.
Запись интервью можно найти по ссылке. Здесь я приведу некоторые мысли, которые беру с собой и которыми хочу поделиться с вами:
- Желание поучиться новому рождается из логики, когда ты что-то не можешь делать, тебе не хватает какой-то компетенции и ты ищешь способ себя достроить. Когда начался проект ШУ СКОЛКОВО, я понял сколько нам всего не хватает и взять это напрокат негде, это на себе нужно вырастить. Происходит переосмысление того, что ты можешь, а что ты не можешь.
- Всякий человек, который ставит себе цели, уже самим этим фактом говорит: «Я буду делать это», он автоматом всем другим, своими действиями, не обязательно словами, сообщает, что будет двигаться в каком-то другом или новом направлении. Это уже есть признак самости и акт лидерства.
- Лидерство — это функция ситуации, функция деятельности. Это не универсальная антропологическая, психологическая или генетическая характеристика человека.
- Риск – это когда мы шагаем в то, что мы не до конца знаем и не до конца понимаем. Риск связан с целеполаганием - "я вынес цель вперёд, и я всегда попадаю в ситуацию риска". Кто хочет захеджировать все риски автоматически лишает себя возможности сделать что-то небанальное.
- Не я отбираю людей, их отбирает сама задача и дело. Я лишь могу олицетворять это дело, я могу быть носителем этих идей. Задача в той мере, в которой люди её интернализуют, присваивают себе и говорят: «Эта задача мне по плечу, я тоже хочу участвовать в этом деле».
- Команда - функция не человеческая, команда - функция деятельности. Внешний наблюдатель видит антропологическое поведение, которое он называет «команда», а в ядре лежит задача, которая как магнитом притягивает к себе людей. Цель, средство и предмет, который нужно выдумать и спроектировать, втягивает людей в себя, и они становятся ближе, возникает доверие.
- В рамках программы обучения мы решаем нерешаемые задачи. Задачи, которые превышают потенциал людей. Мы их просим вместе с нами рискнуть и поставить себя перед такой задачей. Иногда получается, иногда не получается, но важно, что люди растут вместе с этой задачей чрезвычайно высоко.
- Эго не хватает. Когда люди видят большую задачу, они же разумные люди и не дети, они думают "это выходит за рамки моей компетенции, я такого никогда не делал, лучше я посижу и послушаю умных людей". Нам хочется, чтобы человек сказал: «Да, я не знаю, но я попробую, я справлюсь, я знаю, что с шестнадцатой попытки у меня получится». Нам нужно Эго.
- У всех, кто к нам приходит учится, есть одна общая характеристика – это неудовлетворённые или ищущие люди, их готовность шагнуть в зону незнаемого. Мы как люди стремимся к зоне, в которой мы в себе уверены, нам же не хочется терять лицо, не хочется выглядеть неумными и неуклюжими, мы ведь уже успешны и уже чего-то достигли. Чем более человек успешен, тем больше он сопротивляется вот этому шагу, постановки перед собой проблемы, которая выше и больше тебя. Выход за пределы себя - это всегда болезненно и некомфортно. Без этого состояния сделать что-то новенькое невозможно, в противном случае вы будете коллекционировать и пересказывать мнения экспертов. Чтобы помочь этому переходу, сознание должно быть освобождено от рутинных представлений. Тело нам не врёт. Поэтому без психосоматического преодоления было бы гораздо труднее сделать интеллектуальный шаг вперёд.
- Мышление не у вас и не у меня, оно между нами. Я без вас ничего не могу помыслить. Без коммуникации, без другого мышления не бывает. Ваши представления сдвигаются, модели, категории изменяются, но для этого нужно попасть в это самое мышление.
Мышление — это момент. А потом оно рутинизируется процедурами, операциями. Я говорю с вами и представляю некоторые модели и схемы, т.е. это в меня уже село.
Можно сказать, что я мыслю? Нет. Я считываю некий экран и с вами разговариваю. А вот, чтобы выйти за пределы этого экрана, мне нужны Вы, нужно мышление, риск, нужен новый ход. В мышление нужно попасть, нужно создать ситуацию мышления. И тогда мои интеллектуальные техники сдвигаются. Коммуникативное поле – условие рискованного шага в новое, то, что я называю мышлением. Без него мышление не случается, но без риска не случается мышление.
- Не бойтесь собственных замыслов оценивая масштаб работы, который нужно сделать.
💡 Идеи для развития команды и организации в телеграм-канале t.me/ysafronov
🚀 Услуги по развитию мышления и личности лидера yurisafronov.com
#РазвитиеМышления