Я в недоумении. Это как раз та самая книга, которую ты читаешь с огромным интересом, следишь за развитием событий с неослабевающим вниманием, но финал оставляет тебя почти со всеми теми вопросами, что возникли в самом начале: откуда взялись кадавры? Зачем они и почему? И что нужно (было) делать с ними или для них?
Када́вр (от лат. cadaver) — устаревшее либо малоупотребимое профессиональное обозначение трупа. В славянской мифологии кадавром также называют оживших мертвецов или, реже, — ожившие неодушевленные предметы, статуи, бюсты, идолы, портреты, чучела и так далее. (Википедия)
Кадавры
Автор: Поляринов Алексей
Жанр: Фантастика, фэнтези
Читает: Радциг Кирилл
Объём: 9:38:34
Издательство: INSPIRIA
О чём?
В основном о научной экспедиции социолога Даши, которая долгое время занимается изучением мортальных аномалий. На территории России они проявляются своеобразно: внезапно в том или ином месте возникает мёртвый ребёнок, который больше похож на соляной столп. И если над ним совершают акт вандализма, в радиусе нескольких километров происходит выброс соли, который отрицательно сказывается на плодородии почвы и прочих сопутствующих вещах.
Параллельно мы узнаем семейную историю Даши – её родителей и брата, начиная с подросткового детства героини, пришедшегося на время развала страны:
"Когда ты школьник, пустые коридоры с облупившейся краской на стенах и битым стеклом на полу пугают и притягивают одновременно. Когда ты школьник, романтика развалин — единственная романтика, которую ты можешь себе позволить."
Важно и то, что мир романа – это недалёкое будущее, всего-то не дальше, чем на десяток лет вперёд, но Россия в этом будущем практически порабощена Китаем и на территории действует полицейское государство, все лучшие умы уехали за границу, а оставшиеся потихоньку спиваются и разрушаются...
Что хорошо?
Хорош голос Радцига, но в целом озвучка часто раздражала – все эти скрежещущие резкие звуки и завывания скорее мешали, чем помогали проникнуться смыслом. Если честно, я вообще больше люблю, когда в озвучке ничего нет, кроме голоса чтеца. Мне его достаточно.
Действительно интересен замысел: кадавры и всё, что вокруг них возникает, необычайно захватывает. Атмосфера какой-то страшной тайны, преследования, угрозы и смертельной опасности пропитывает буквально каждое слово. А идея апокалипсиса, который уже наступил, отрезвляет:
"Мы привыкли мыслить конец света как мгновение, как вспышку. Но я подумала: что, если конец света — он вот такой. Не точка, а процесс. Помните, в девяносто девятом все ждали, что вот сейчас календарь перещелкнется на нули, и все обвалится. Столько фильмов было про Армагеддон. Но вот наступил двухтысячный и — ничего. Кто же знал тогда, что конец света еще как наступил, просто наступил он не в мире, а на территории отдельно взятой страны. И он продолжается до сих пор, происходит прямо у нас на глазах, расползается по соседним странам, а мы смотрим в другую сторону, делаем вид, что в целом все не так уж страшно, могло быть и хуже, просто потому что не знаем, что делать и как реагировать."
Классно сделаны отрывки из книг писателей, документы и материалы научного исследования, псевдо-газетные статьи, свидетельства очевидцев и даже христианский апокриф о святом с молотком. Поляринов мастерски использует весь арсенал писателя: яркие характеристики персонажей, отличные диалоги и отсылки к песням, книгам, реалиям, ёмкие и необычные метафоры и сравнения:
"Есть города хищные — с зазубренной линией горизонта, с острыми зданиями-клыками, а есть травоядные — с более мирной горизонтальной архитектурой; есть города с неправильным прикусом, с кривыми зубами — в них дома, построенные на склонах, со временем разъезжаются в разные стороны — так и хочется стянуть их вместе огромными брекетами."
В книге присутствует мат. Причём, чем дальше, тем больше. Это кажется оправданным: героиня как бы перестаёт себя сдерживать, не может уже выражать свои чувства по-другому. И это не то чтобы раздражает, это настраивает нас против неё.
Интересно, как автор через семейную историю, через разрушающиеся отношения брата и сестры показывает историю страны, рушащиеся связи внутри России между целыми народами:
"Память работает наизнанку, в этом главный ее, памяти, парадокс: большие события спрятаны внутри событий малых, общее — внутри частного."
Я ругала выше финал. Но с ним всё сложнее. С одной стороны, он достаточно мощный, чтобы после него стало ка бы и вообще не важно всё до и после. Но всё же есть у меня к нему и вопросики. О них в разделе " что не так")
Что не так?
Мне не понравилась главная героиня. При этом автор не рисовал Дашу отрицательным персонажем, она не анти-герой. Но то, как она себя ведёт по отношению к людям, создаёт впечатление, что она притворяется сочувствующей, делает вид понимающей, а сама холодная, эгоистичная и злая. Фокус её взгляда таков, что ты и сам как бы чувствуешь: она тебя осуждает просто за то, что ты живёшь в России.
Она говорит, что брат её использовал, но сама точно так же использует всех окружающих. И, учитывая её детскую трагедию, это в целом объяснимо. Но почему-то не вызывает сочувствия в свете того, что она НЕ сделала, будучи взрослой.
Наконец, финал. Да, сильный и беспомощный одновременно. Лично мне категорически не нравится, когда в книге вот такой супер-открытый финал. Я люблю, когда в конце все нити собраны воедино, все узлы распутаны и нам хотя бы понятно, чем сердце успокоилось. Здесь всё отдано на откуп читателю: понимай, как хочешь.
И мы пытаемся понять, конечно. Но оно и правда очень странно, что аномалия существует только в России, никакой другой мир не задет. Мы как бы выступаем в роли прокажённых. И это главный вопрос. Почему?
"Россия была как будто законсервирована в собственном прошлом. То, что там, по ту сторону границы, казалось крахом, концом света, в России ощущалось как повседневность."
И вот в этом месте меня лично покоробил анти-российский пафос, все эти чернушные описания разрухи и запустения в южных городах, все эти карикатурные изображения наших семейных застолий и праздничных традиций, экскурсия в лагерный музей ФСИНа, все эти гадкие менты и погранцы.
Да, я тоже не люблю чиновников и охранников, но почему же не только они, а буквально всё вокруг какое-то вонючее, как та лечебная водичка Пятигорска, которая делает зубы тёмными и пахнет сероводородом. Даже мама у Даши какая-то несимпатичная.
"Как любой постсоветский человек, мама жила в России, легко совмещая в своей голове две противоречащие друг другу парадигмы: «государство всегда врет» и «государству виднее»
Обидно как-то. Мне всё-таки кажется, что не все наши люди живут в такой парадигме. И уж точно, если кадавры – это наказание за грехи по отношению к детям, то такие грешники живут не только здесь. Что, за границей детей никто не обижает, только у нас?
А ещё идея с забиванием гвоздей в голову отдаёт Теллурией и как-то не впечатляет после Сорокина. При этом, безусловно, в книге и кроме этого есть над чём поразмыслить. Слушать было нескучно. Так что думайте сами, решайте сами, читать или не читать)
На всякий случай, другие романы Поляринова:
Если уже прочитали или прослушали, давайте обсудим?
Поддержать канал / подписаться в ЖЖ, ОК, ВК и ТГ ❤️